16.11.2016, 18:58
Объекты медитации во время ходьбы
Будда учил сорока различным объектам медитации (Всм III 104). Многие из них можно использовать во время медитации при ходьбе. Однако некоторые из них являются более утончёнными, нежели другие. Я рассмотрю несколько таких объектов, начав с наиболее часто используемых.
Осознанность к позе ходьбы
В этой методике во время ходьбы вы направляете всё своё внимание на подошвы стоп, на ощущения и чувства, по мере того, как они возникают и исчезают. Подразумевается, что вы ходите босиком, как большинство монахов. Хотя, можно носить лёгкую обувь, если на то есть необходимость. Как только вы начнёте ходьбу, ощущения изменятся. По мере того, как стопа поднимается и опускается вновь, ступая на дорожку, возникают новые ощущения. Осознавайте это ощущение всей стопой. Как стопа вновь поднимается, отмечайте в уме это новое возникшее ощущение. Когда вы поднимаете каждую стопу и ставите обратно, знайте те ощущения, которые происходят. С каждым новым шагом будут переживаться всё новые ощущения, а старые - прекращаться. Всё это следует осознавать. С каждым шагом переживается новое ощущение - это ощущение возникает, исчезает; возникает, исчезает.
В этом методе мы направляем внимательность на ощущение самой ходьбы по мере каждого осуществлённого шага, на ведану (приятное, нейтральное, неприятное ощущение). Вы осознаём, какой тип веданы возникает на подошве стопы. Когда мы стоим, мы переживаем ощущение, чувство, соприкосновение с землёй. Это соприкосновение может породить боль, жар или другое ощущение. Мы направляем осознанное внимание на эти ощущения, полностью познавая их. Когда поднимаем стопу, чтобы сделать шаг, ощущение меняется, как только стопа отрывается от земли. По мере ходьбы ощущения постоянно изменяются, появляются новые. Мы осознанно отмечаем это возникновение и исчезновение ощущений, по мере того, как стопа отрывается от земли и вновь её касается. Таким образом, мы удерживаем полное внимание просто на возникающих при ходьбе ощущениях.
Обращали ли вы когда-либо тщательное внимание на ощущения в стопе во время ходьбы? Они происходят каждый раз во время того, как мы идём, но обычно в жизни мы не замечаем этих утончённых вещей. Когда мы идём, наш ум где-то блуждает. Медитация при ходьбе - это способ упростить то, что мы делаем, когда мы делаем это. Мы утверждаем ум в «здесь и сейчас», начиная с того, что мы идём, когда идём. Мы упрощаем всё, успокаиваем ум простым познаванием возникновения и исчезновения ощущений.
С какой скоростью вы идёте? Аджан Чаа советовал идти естественно, не слишком быстро, не слишком медленно. Если вы идёте быстро, то можете поймать себя на том, что вам очень трудно сосредоточиться на ощущении возникающих и угасающих чувств. Возможно, вам нужно немного замедлиться. С другой стороны, некоторым людям, быть может, лучше ускориться. У каждого по-разному. Вам нужно найти для себя свой темп, который подходил бы именно вам. Вначале вы можете ходить медленно, а постепенно перейти к естественному темпу ходьбы.
Если ваша осознанность слабовата (то есть ваш ум часто блуждает), ходите очень медленно до тех пор, пока не сможете пребывать в настоящем моменте с каждым шагом. Начните с установления осознанности ещё в самом начале дорожки. Когда дойдёте до середины, спросите себя: «Где мой ум? Он знает ощущения в подошвах стоп? Чувствую ли я здесь и сейчас, в настоящем моменте, прикосновение?». Если ум убежал, верните его обратно к ощущению в стопе и продолжайте ходьбу. Когда дойдёте до конца, медленно обернитесь, вновь установите осознанность. Где ум? Знает ли он ощущения в подошвах стоп? Убежал ли он? Как правило, ум устремляется в поисках мыслей суеты, страха, счастья, печали, беспокойства, сомнения, удовольствия, разочарования и так далее - он блуждает во множестве всех мыслей, которые только могут возникнуть. Если осознанность к объекту медитации отсутствует, то вначале установите её заново, а тем начинайте ходьбу обратно. Утвердите ум вновь на простом познании акта ходьбы, а затем начинайте идти обратно к другому концу дорожки. Когда дойдёте до середины, отметьте: «Я на середине дорожки» и вновь проверьте свой ум на предмет того, удерживает ли он свой объект. Затем, когда дойдёте до конца дорожки, отметьте: «Где ум?». Вот так вы ходите вперёд и назад, будучи осознанными к возникающим и исчезающим ощущениям. По мере ходьбы постоянно переустанавливайте свою осознанность, возвращая ум обратно, направляя его вовнутрь, становясь знающими, видящими ощущения в каждый момент их возникновения и исчезновения.
По мере нашего поддержания осознанности на ощущениях и чувствах в подошвах стоп, мы заметим, что ум стал меньше отвлекаться. Ум будет всё меньше и меньше склоняться к внешним вещам, происходящим вокруг нас. Мы станем спокойнее. Ум успокоится по мере его утверждения. Когда он успокоится, вы обнаружите, что поза ходьбы станет слишком грубой деятельностью для возникшего состояния ума. Вы захотите, чтобы движения прекратились. Остановитесь, встаньте, позвольте уму пережить это состояние умиротворения и покоя. Это называется «пассадхи» - один из факторов просветления. Если во время ходьбы ум стал весьма утончённым, то, возможно, вы увидите, что далее продолжать ходьбу попросту невозможно. Ходьба подразумевает волевое решение идти, а ваш ум слишком сфокусирован на объекте медитации. Остановитесь на дорожке и продолжайте практику стоя. Медитация подразумевает работу с умом, а не с позой. Физическая поза - просто удобное средство для совершенствования работы ума.
Сосредоточение и успокоение идут рука об руку вместе с осознанностью. Вместе с факторами усердия, изучения Дхаммы, восторгом и невозмутимостью, они называются «семью факторами просветления». Когда в медитации ум успокоился, то благодаря этому успокоению возникнет ощущение радости, восторга и блаженства. Будда говорил, что блаженство успокоения - величайшее счастье (МН I, 454) и сосредоточенный ум переживает это умиротворение. Этот покой можно пережить в этой самой жизни. Развив практику медитации при ходьбе в формальном контексте, далее, когда мы ходим в повседневной жизни, идём в магазин, из комнаты в комнату, или даже в ванную - мы можем использовать это активное движение в качестве медитации. Мы можем быть осознанными просто к тому, что идём, просто быть с этим процессом. Наш ум может стать безмолвным и спокойным. Таков способ развития сосредоточения и успокоения в повседневной жизни.
Из медитации сидя к медитации при ходьбе
Если во время медитации сидя ум становится умиротворённым с помощью некоего объекта медитации, то используйте этот же объект и в медитации при ходьбе. Однако, в случае с некоторыми утончёнными объектами медитации, как дыхание, ум прежде должен обрести некоторую степень устойчивости и спокойствия. Если он ещё не успокоен, а вы начинаете ходьбу, сосредотачиваясь на дыхании, то медитацию будет сложно осуществлять, так как дыхание является весьма утончённым объектом. Лучше начать с более грубого объекта - например, с ощущений и чувств, возникающих в стопах.
Существует много разных объектов медитации, которые помогут хорошо перейти от позиции сидя к ходьбе, например, четыре Безмерных: доброта, сострадание, сорадование, равностность. По мере ходьбы вперёд и назад развивайте широчайшие мысли, основанные на доброте: «Пусть все существа будут счастливы, пусть все существа будут пребывать в мире, пусть все существа будут свободны от страданий». Можно использовать ходьбу в дополнение к медитации сидя, развивая практику на том же самом объекте, но уже в другой позе.
Выбор мантры
Если во время медитации при ходьбе вы отмечаете, что впадаете в сонливость, то нужно взбодрить ум, а не успокаивать. Используйте мантру, чтобы он стал более сфокусированным и бодрым. Тихо повторяйте про себя мантру, например «Буд-дхо», снова и снова. Если ум всё ещё блуждает, то начинайте говорить «Буд-дхо» очень быстро, и начинайте ходить быстро. По мере ходьбы повторяйте «Буддхо, Буддхо, Буддхо». Таким образом, и ум сможет сфокусироваться быстро.
Когда Тан Аджан Ман, известный мастер медитации лесной традиции, пребывал среди горных племён на севере Таиланда, они ничего не знали о медитации или о медитирующих монахах. Однако эти люди были очень пытливы. Когда они увидели, как он ходит вперёд и назад по дорожке, они стали ходить вслед за ним. Когда он доходил до одного конца и оборачивался - то позади стояла вся деревня! Они заметили, что он ходит туда-сюда с опущенным взором и предположили, что он что-то ищет. Они спросили: «Почтенный, может мы поможем найти?» Он умело ответил: «Я ищу Буддхо, Будду в сердце. Вы можете помочь мне, если будете сами ходить по своим дорожкам в поиске Будды». И с помощью этого простого и красивого наставления многие селяне начали медитировать. Как сказал Тан Аджан Ман, они достигли чудесных результатов.
Будда учил сорока различным объектам медитации (Всм III 104). Многие из них можно использовать во время медитации при ходьбе. Однако некоторые из них являются более утончёнными, нежели другие. Я рассмотрю несколько таких объектов, начав с наиболее часто используемых.
Осознанность к позе ходьбы
В этой методике во время ходьбы вы направляете всё своё внимание на подошвы стоп, на ощущения и чувства, по мере того, как они возникают и исчезают. Подразумевается, что вы ходите босиком, как большинство монахов. Хотя, можно носить лёгкую обувь, если на то есть необходимость. Как только вы начнёте ходьбу, ощущения изменятся. По мере того, как стопа поднимается и опускается вновь, ступая на дорожку, возникают новые ощущения. Осознавайте это ощущение всей стопой. Как стопа вновь поднимается, отмечайте в уме это новое возникшее ощущение. Когда вы поднимаете каждую стопу и ставите обратно, знайте те ощущения, которые происходят. С каждым новым шагом будут переживаться всё новые ощущения, а старые - прекращаться. Всё это следует осознавать. С каждым шагом переживается новое ощущение - это ощущение возникает, исчезает; возникает, исчезает.
В этом методе мы направляем внимательность на ощущение самой ходьбы по мере каждого осуществлённого шага, на ведану (приятное, нейтральное, неприятное ощущение). Вы осознаём, какой тип веданы возникает на подошве стопы. Когда мы стоим, мы переживаем ощущение, чувство, соприкосновение с землёй. Это соприкосновение может породить боль, жар или другое ощущение. Мы направляем осознанное внимание на эти ощущения, полностью познавая их. Когда поднимаем стопу, чтобы сделать шаг, ощущение меняется, как только стопа отрывается от земли. По мере ходьбы ощущения постоянно изменяются, появляются новые. Мы осознанно отмечаем это возникновение и исчезновение ощущений, по мере того, как стопа отрывается от земли и вновь её касается. Таким образом, мы удерживаем полное внимание просто на возникающих при ходьбе ощущениях.
Обращали ли вы когда-либо тщательное внимание на ощущения в стопе во время ходьбы? Они происходят каждый раз во время того, как мы идём, но обычно в жизни мы не замечаем этих утончённых вещей. Когда мы идём, наш ум где-то блуждает. Медитация при ходьбе - это способ упростить то, что мы делаем, когда мы делаем это. Мы утверждаем ум в «здесь и сейчас», начиная с того, что мы идём, когда идём. Мы упрощаем всё, успокаиваем ум простым познаванием возникновения и исчезновения ощущений.
С какой скоростью вы идёте? Аджан Чаа советовал идти естественно, не слишком быстро, не слишком медленно. Если вы идёте быстро, то можете поймать себя на том, что вам очень трудно сосредоточиться на ощущении возникающих и угасающих чувств. Возможно, вам нужно немного замедлиться. С другой стороны, некоторым людям, быть может, лучше ускориться. У каждого по-разному. Вам нужно найти для себя свой темп, который подходил бы именно вам. Вначале вы можете ходить медленно, а постепенно перейти к естественному темпу ходьбы.
Если ваша осознанность слабовата (то есть ваш ум часто блуждает), ходите очень медленно до тех пор, пока не сможете пребывать в настоящем моменте с каждым шагом. Начните с установления осознанности ещё в самом начале дорожки. Когда дойдёте до середины, спросите себя: «Где мой ум? Он знает ощущения в подошвах стоп? Чувствую ли я здесь и сейчас, в настоящем моменте, прикосновение?». Если ум убежал, верните его обратно к ощущению в стопе и продолжайте ходьбу. Когда дойдёте до конца, медленно обернитесь, вновь установите осознанность. Где ум? Знает ли он ощущения в подошвах стоп? Убежал ли он? Как правило, ум устремляется в поисках мыслей суеты, страха, счастья, печали, беспокойства, сомнения, удовольствия, разочарования и так далее - он блуждает во множестве всех мыслей, которые только могут возникнуть. Если осознанность к объекту медитации отсутствует, то вначале установите её заново, а тем начинайте ходьбу обратно. Утвердите ум вновь на простом познании акта ходьбы, а затем начинайте идти обратно к другому концу дорожки. Когда дойдёте до середины, отметьте: «Я на середине дорожки» и вновь проверьте свой ум на предмет того, удерживает ли он свой объект. Затем, когда дойдёте до конца дорожки, отметьте: «Где ум?». Вот так вы ходите вперёд и назад, будучи осознанными к возникающим и исчезающим ощущениям. По мере ходьбы постоянно переустанавливайте свою осознанность, возвращая ум обратно, направляя его вовнутрь, становясь знающими, видящими ощущения в каждый момент их возникновения и исчезновения.
По мере нашего поддержания осознанности на ощущениях и чувствах в подошвах стоп, мы заметим, что ум стал меньше отвлекаться. Ум будет всё меньше и меньше склоняться к внешним вещам, происходящим вокруг нас. Мы станем спокойнее. Ум успокоится по мере его утверждения. Когда он успокоится, вы обнаружите, что поза ходьбы станет слишком грубой деятельностью для возникшего состояния ума. Вы захотите, чтобы движения прекратились. Остановитесь, встаньте, позвольте уму пережить это состояние умиротворения и покоя. Это называется «пассадхи» - один из факторов просветления. Если во время ходьбы ум стал весьма утончённым, то, возможно, вы увидите, что далее продолжать ходьбу попросту невозможно. Ходьба подразумевает волевое решение идти, а ваш ум слишком сфокусирован на объекте медитации. Остановитесь на дорожке и продолжайте практику стоя. Медитация подразумевает работу с умом, а не с позой. Физическая поза - просто удобное средство для совершенствования работы ума.
Сосредоточение и успокоение идут рука об руку вместе с осознанностью. Вместе с факторами усердия, изучения Дхаммы, восторгом и невозмутимостью, они называются «семью факторами просветления». Когда в медитации ум успокоился, то благодаря этому успокоению возникнет ощущение радости, восторга и блаженства. Будда говорил, что блаженство успокоения - величайшее счастье (МН I, 454) и сосредоточенный ум переживает это умиротворение. Этот покой можно пережить в этой самой жизни. Развив практику медитации при ходьбе в формальном контексте, далее, когда мы ходим в повседневной жизни, идём в магазин, из комнаты в комнату, или даже в ванную - мы можем использовать это активное движение в качестве медитации. Мы можем быть осознанными просто к тому, что идём, просто быть с этим процессом. Наш ум может стать безмолвным и спокойным. Таков способ развития сосредоточения и успокоения в повседневной жизни.
Из медитации сидя к медитации при ходьбе
Если во время медитации сидя ум становится умиротворённым с помощью некоего объекта медитации, то используйте этот же объект и в медитации при ходьбе. Однако, в случае с некоторыми утончёнными объектами медитации, как дыхание, ум прежде должен обрести некоторую степень устойчивости и спокойствия. Если он ещё не успокоен, а вы начинаете ходьбу, сосредотачиваясь на дыхании, то медитацию будет сложно осуществлять, так как дыхание является весьма утончённым объектом. Лучше начать с более грубого объекта - например, с ощущений и чувств, возникающих в стопах.
Существует много разных объектов медитации, которые помогут хорошо перейти от позиции сидя к ходьбе, например, четыре Безмерных: доброта, сострадание, сорадование, равностность. По мере ходьбы вперёд и назад развивайте широчайшие мысли, основанные на доброте: «Пусть все существа будут счастливы, пусть все существа будут пребывать в мире, пусть все существа будут свободны от страданий». Можно использовать ходьбу в дополнение к медитации сидя, развивая практику на том же самом объекте, но уже в другой позе.
Выбор мантры
Если во время медитации при ходьбе вы отмечаете, что впадаете в сонливость, то нужно взбодрить ум, а не успокаивать. Используйте мантру, чтобы он стал более сфокусированным и бодрым. Тихо повторяйте про себя мантру, например «Буд-дхо», снова и снова. Если ум всё ещё блуждает, то начинайте говорить «Буд-дхо» очень быстро, и начинайте ходить быстро. По мере ходьбы повторяйте «Буддхо, Буддхо, Буддхо». Таким образом, и ум сможет сфокусироваться быстро.
Когда Тан Аджан Ман, известный мастер медитации лесной традиции, пребывал среди горных племён на севере Таиланда, они ничего не знали о медитации или о медитирующих монахах. Однако эти люди были очень пытливы. Когда они увидели, как он ходит вперёд и назад по дорожке, они стали ходить вслед за ним. Когда он доходил до одного конца и оборачивался - то позади стояла вся деревня! Они заметили, что он ходит туда-сюда с опущенным взором и предположили, что он что-то ищет. Они спросили: «Почтенный, может мы поможем найти?» Он умело ответил: «Я ищу Буддхо, Будду в сердце. Вы можете помочь мне, если будете сами ходить по своим дорожкам в поиске Будды». И с помощью этого простого и красивого наставления многие селяне начали медитировать. Как сказал Тан Аджан Ман, они достигли чудесных результатов.