16.11.2016, 18:59
Созерцание вещей такими, какие они есть
Исследование Дхаммы (дхамма-вичая) - это один из факторов просветления и вид созерцания учений и законов природы, который можно осуществлять по мере ходьбы по дорожке медитации. Это не означает, что вы просто ходите и размышляете над некими древними вещами. Это постоянное рассмотрение и созерцание Истины (Дхаммы).
Например, можно созерцать непостоянство, наблюдая процесс изменения и видя, как всякая вещь подвержена перемене. Вы развиваете чёткое восприятие возникновения и угасания всякого опыта. Жизнь - это просто текучий процесс возникновения и угасания, и всякий обусловленный опыт подчиняется этому закону природы. Созерцая эту Истину, вы видите характеристики существования. Вы видите, что все вещи подвержены изменениям. Все вещи неудовлетворительны. Все вещи безличны. Вы можете изучать эти фундаментальные характеристики природы на дорожке для медитации.
Памятование о щедрости и нравственности
Будда непрерывно напоминал о важности щедрости (Ити 26) и нравственности (СН V, 354). На дорожке для медитации вы можете рассматривать собственную нравственность или деяния щедрости. По мере того, как вы ходите вперёд и назад, задайте себе вопрос: «Какие хорошие поступки я совершил сегодня?». Учитель медитации, с которым я одно время находился рядом, часто говорил, что одной из причин, почему медитирующий не может стать успокоенным, является то, что он не совершает достаточного количества благих поступков за день, которые являются своего рода подушкой для медитации, фундаментом для умиротворения. Если мы совершаем хорошие дела в течение дня - сказав доброе слово, сделав благой поступок, проявив щедрость и сострадание - то тогда ум будет испытывать радость и восторг. Эти благие поступки, и то счастье, которое проистекает из них, становятся причинными факторами для сосредоточения и покоя. Сила доброты и щедрости ведёт к счастью, и именно это благотворное счастье формирует основу для сосредоточения и мудрости.
Памятование о собственных хороших делах - весьма уместный объект для медитации, если ваш ум обеспокоен, взволнован, разозлён или впал в уныние. Если ему недостаёт покоя, то вспоминайте ваши прошлые благие свершения. Это делается не ради раздутия эго, а как признание силы доброты и благостности. Добрые дела, нравственность и щедрость привносят в ум радость, которая является фактором просветления (СН V, 68). Воспоминание щедрых поступков, преимуществ даяния, нравственности, созерцание чистоты безвредности, чистоты честности, чистоты сексуальных отношений, чистоты правдивости, чистоты уверенности ума о том, как избежать загрязнений - все эти памятования могут являться объектами ума на дорожке для медитации.
Памятование о природе тела
Мы также можем медитировать на смерти и умирании или же на непривлекательной природе тела, на созерцании трупов на различных этапах разложения. Мы можем визуализировать тело, разделённое на части, подобно тому, как студент медицинского университета препарирует труп. Мы «снимаем кожу» и «видим» что находится под ней, видим слои плоти, сухожилия, кости, органы. Мы можем умственно отделить каждый орган от тела, чтобы исследовать и понять его. Из чего состоит тело? Каковы его составные части? И это я? Это постоянно? Может ли это называться «мной»?
Тело - просто такой же аспект природы, как и дерево или облако. Основная проблема заключается в привязанности к телу, когда ум цепляется за мнение, будто это самое тело - это моё тело. Ум радуется телу и радуется телам других людей: «Это - я. Это - моё».
Мы можем бросить вызов этой привязанности к телу посредством созерцания и изучения. Мы берём в качестве объекта кости этого тела. Мы визуализируем кости по мере медитации при ходьбе, видя то, как они белеют, как распадаются и возвращаются в элемент земли. Кости - это кальций, который впитывается в тело через потребление растительной и животной пищи. Он приходит к нам из земли. Химические элементы соединяются и формируют кость. Со временем эта кость вернётся обратно в землю.
Кальций - это просто кальций. У него нет характеристики «моего кальция» или чьего-либо ещё. Земля просто возвращается обратно в землю, каждый элемент возвращается к своей естественной форме. Это не я. Это не моё. Это не может называться «мной». Мы продолжаем медитировать и разбиваем кость на элементы, возвращая их обратно земле. Мы вновь и вновь формируем кость и снова разбираем её. Мы продолжаем этот процесс визуализации непрерывно до тех пор, пока не придёт чёткое прозрение.
Если вы медитируете на теле и ещё не полностью расчленили объект медитации на четыре элемента (огня, воздуха, воды, земли) и не воссоздали его вновь, то ваша работа в медитации ещё не выполнена. Это умственное упражнение ещё не завершено, задача не сделана. Поддерживайте медитацию, продолжайте ходьбу. Ходите вперёд и назад и изучайте, пока не сможете утвердить в уме восприятие асубхи в субхе - т.е. увидеть не являющееся красивым, не являющееся приятным и привлекательным в том, что кажется красивым, приятным, привлекательным.
Мы разбиваем это тело на составные элементы и собираем вновь, чтобы увидеть его таким, какое оно есть на самом деле. Тренировка ума в изучении ведёт к мудрости. Повторяя эти упражнения разбивания тела на четыре элемента - огонь, воздух, воду, землю - ум видит и понимает, что это не я, это не моё, это не личность. Он видит, что четыре элемента, составляющие это тело - это просто аспекты природы. Именно ум привязывается к мнению, будто тело - это личность. Поэтому мы бросаем вызов этой привязанности. Мы не следуем ей слепо, поскольку именно привязанность создаёт все наши страдания.
Другие созерцания
Ещё другим предлагаемым Буддой объектом медитации является рассмотрение покоя, природы умиротворения (Всм, 197). Ещё одним - рассмотрение качеств Просветления. Или же вы можете медитировать, ходя по дорожке, на качествах Будды, Дхаммы или Сангхи. Также можно памятовать о небесных существах (дэвах) и тех качествах, которые необходимы для рождения в их мире (Всм III, 105).
Мудрое использование созерцания
В буддийском арсенале множество объектов для медитации, выбирать которые следует тщательно. Выбирайте тот объект медитации, который стимулирует ум, когда тот нуждается в стимуляции, или же успокаивает ум, когда ум нуждается в успокоении. Но следует предупредить о том, что ваш ум в процессе созерцания этих объектов не должен уходить в философствования и блуждания, что весьма легко может произойти. Нужно быть очень внимательным и делать отметки в начале, середине и конце дорожки: «Действительно ли я нахожусь со своим объектом медитации или же я думаю о чём-то ином?» Если вы ходите четыре часа, но осознанности удалось добиться лишь на одну минуту, то это означает, что вы медитировали только одну минуту.
Помните - важно не то, сколько часов мы потратили на медитацию, а насколько качественной она была. Если во время ходьбы вперёд и назад ваш ум где-то блуждал, то вы не медитировали. Вы не медитировали в том смысле, который вкладывался Буддой в слово медитация - бхавана, развитие ума (АН III, 125-127). Важно именно качество ума, а не количество медитации, которую мы делаем.
Исследование Дхаммы (дхамма-вичая) - это один из факторов просветления и вид созерцания учений и законов природы, который можно осуществлять по мере ходьбы по дорожке медитации. Это не означает, что вы просто ходите и размышляете над некими древними вещами. Это постоянное рассмотрение и созерцание Истины (Дхаммы).
Например, можно созерцать непостоянство, наблюдая процесс изменения и видя, как всякая вещь подвержена перемене. Вы развиваете чёткое восприятие возникновения и угасания всякого опыта. Жизнь - это просто текучий процесс возникновения и угасания, и всякий обусловленный опыт подчиняется этому закону природы. Созерцая эту Истину, вы видите характеристики существования. Вы видите, что все вещи подвержены изменениям. Все вещи неудовлетворительны. Все вещи безличны. Вы можете изучать эти фундаментальные характеристики природы на дорожке для медитации.
Памятование о щедрости и нравственности
Будда непрерывно напоминал о важности щедрости (Ити 26) и нравственности (СН V, 354). На дорожке для медитации вы можете рассматривать собственную нравственность или деяния щедрости. По мере того, как вы ходите вперёд и назад, задайте себе вопрос: «Какие хорошие поступки я совершил сегодня?». Учитель медитации, с которым я одно время находился рядом, часто говорил, что одной из причин, почему медитирующий не может стать успокоенным, является то, что он не совершает достаточного количества благих поступков за день, которые являются своего рода подушкой для медитации, фундаментом для умиротворения. Если мы совершаем хорошие дела в течение дня - сказав доброе слово, сделав благой поступок, проявив щедрость и сострадание - то тогда ум будет испытывать радость и восторг. Эти благие поступки, и то счастье, которое проистекает из них, становятся причинными факторами для сосредоточения и покоя. Сила доброты и щедрости ведёт к счастью, и именно это благотворное счастье формирует основу для сосредоточения и мудрости.
Памятование о собственных хороших делах - весьма уместный объект для медитации, если ваш ум обеспокоен, взволнован, разозлён или впал в уныние. Если ему недостаёт покоя, то вспоминайте ваши прошлые благие свершения. Это делается не ради раздутия эго, а как признание силы доброты и благостности. Добрые дела, нравственность и щедрость привносят в ум радость, которая является фактором просветления (СН V, 68). Воспоминание щедрых поступков, преимуществ даяния, нравственности, созерцание чистоты безвредности, чистоты честности, чистоты сексуальных отношений, чистоты правдивости, чистоты уверенности ума о том, как избежать загрязнений - все эти памятования могут являться объектами ума на дорожке для медитации.
Памятование о природе тела
Мы также можем медитировать на смерти и умирании или же на непривлекательной природе тела, на созерцании трупов на различных этапах разложения. Мы можем визуализировать тело, разделённое на части, подобно тому, как студент медицинского университета препарирует труп. Мы «снимаем кожу» и «видим» что находится под ней, видим слои плоти, сухожилия, кости, органы. Мы можем умственно отделить каждый орган от тела, чтобы исследовать и понять его. Из чего состоит тело? Каковы его составные части? И это я? Это постоянно? Может ли это называться «мной»?
Тело - просто такой же аспект природы, как и дерево или облако. Основная проблема заключается в привязанности к телу, когда ум цепляется за мнение, будто это самое тело - это моё тело. Ум радуется телу и радуется телам других людей: «Это - я. Это - моё».
Мы можем бросить вызов этой привязанности к телу посредством созерцания и изучения. Мы берём в качестве объекта кости этого тела. Мы визуализируем кости по мере медитации при ходьбе, видя то, как они белеют, как распадаются и возвращаются в элемент земли. Кости - это кальций, который впитывается в тело через потребление растительной и животной пищи. Он приходит к нам из земли. Химические элементы соединяются и формируют кость. Со временем эта кость вернётся обратно в землю.
Кальций - это просто кальций. У него нет характеристики «моего кальция» или чьего-либо ещё. Земля просто возвращается обратно в землю, каждый элемент возвращается к своей естественной форме. Это не я. Это не моё. Это не может называться «мной». Мы продолжаем медитировать и разбиваем кость на элементы, возвращая их обратно земле. Мы вновь и вновь формируем кость и снова разбираем её. Мы продолжаем этот процесс визуализации непрерывно до тех пор, пока не придёт чёткое прозрение.
Если вы медитируете на теле и ещё не полностью расчленили объект медитации на четыре элемента (огня, воздуха, воды, земли) и не воссоздали его вновь, то ваша работа в медитации ещё не выполнена. Это умственное упражнение ещё не завершено, задача не сделана. Поддерживайте медитацию, продолжайте ходьбу. Ходите вперёд и назад и изучайте, пока не сможете утвердить в уме восприятие асубхи в субхе - т.е. увидеть не являющееся красивым, не являющееся приятным и привлекательным в том, что кажется красивым, приятным, привлекательным.
Мы разбиваем это тело на составные элементы и собираем вновь, чтобы увидеть его таким, какое оно есть на самом деле. Тренировка ума в изучении ведёт к мудрости. Повторяя эти упражнения разбивания тела на четыре элемента - огонь, воздух, воду, землю - ум видит и понимает, что это не я, это не моё, это не личность. Он видит, что четыре элемента, составляющие это тело - это просто аспекты природы. Именно ум привязывается к мнению, будто тело - это личность. Поэтому мы бросаем вызов этой привязанности. Мы не следуем ей слепо, поскольку именно привязанность создаёт все наши страдания.
Другие созерцания
Ещё другим предлагаемым Буддой объектом медитации является рассмотрение покоя, природы умиротворения (Всм, 197). Ещё одним - рассмотрение качеств Просветления. Или же вы можете медитировать, ходя по дорожке, на качествах Будды, Дхаммы или Сангхи. Также можно памятовать о небесных существах (дэвах) и тех качествах, которые необходимы для рождения в их мире (Всм III, 105).
Мудрое использование созерцания
В буддийском арсенале множество объектов для медитации, выбирать которые следует тщательно. Выбирайте тот объект медитации, который стимулирует ум, когда тот нуждается в стимуляции, или же успокаивает ум, когда ум нуждается в успокоении. Но следует предупредить о том, что ваш ум в процессе созерцания этих объектов не должен уходить в философствования и блуждания, что весьма легко может произойти. Нужно быть очень внимательным и делать отметки в начале, середине и конце дорожки: «Действительно ли я нахожусь со своим объектом медитации или же я думаю о чём-то ином?» Если вы ходите четыре часа, но осознанности удалось добиться лишь на одну минуту, то это означает, что вы медитировали только одну минуту.
Помните - важно не то, сколько часов мы потратили на медитацию, а насколько качественной она была. Если во время ходьбы вперёд и назад ваш ум где-то блуждал, то вы не медитировали. Вы не медитировали в том смысле, который вкладывался Буддой в слово медитация - бхавана, развитие ума (АН III, 125-127). Важно именно качество ума, а не количество медитации, которую мы делаем.