05.04.2017, 09:37
В своей книге "Сантерия: африканская магия в Латинской Америке" писательница Мигена Гон-салес-Уипплер описывает майомберо как "людей, беспримерно зловредных, специализирующихся на мести, некромантии и разрушении человеческой жизни". Перед ними не стоят этические проблемы, пишет она, так как майомберо живут в мире "по ту сторону реальности", и магия для них — лишь средство выживания во враждебном окружении. Возмездия за свои деяния они могут избежать либо при помощи магии, либо принеся в жертву демоническим силам еду, напитки, деньги или животных.
Как утверждает Гонсалес-Уипплер, прежде чем стать настоящим майомберо, новичок должен проспать семь ночей под кроной сейбы. В конце недели он берет новый комплект одежды и зарывает его в заранее выбранной могиле на кладбище. Пока одежда находится в могиле, посвящаемый принимает несколько очищающих ванн. Через 21 день или через три последовательные пятницы он достает одежду из могилы, надевает ее и идет со своим наставником обратно к сейбовому дереву. К ним в качестве свидетелей присоединяются другие майомберо, призывая духов умерших и божество сейбы принять инициацию. На кандидата надевают венок из листьев сейбы, который символизирует духов, принявших новообращенного майомберо под свое покровительство. Наконец майомберо ставят горящую свечу на белое блюдо, которое держит в руках новичок, и вручают ему скипетр, или "кизенгу": человеческую берцовую кость, завернутую в черную ткань. Теперь он готов самостоятельно призывать силы.
Приготовление "нганга". После инициации майомберо должен приготовить свой нганга — котел, содержащий все его магические зелья и средства. Когда Луна входит в нужную фазу , майомберо и его помощник приходят на кладбище все к той же могиле. Выбирают обычно могилу посвежее, так как для колдовства майомберо нужно, чтобы мозг трупа оставался в его черепе, независимо от степени разложения. Майомберо также обязан знать историю своего мертвеца, или "киюмба". Отборными киюмба считаются те, кто при жизни отличался жестокостью, в основном преступники и маньяки. Хорошо сохранившийся мозг помогает майомберо тщательнее продумывать свои злые намерения. Предпочтительно использовать трупы белых, так как некоторые майомберо считают, что белыми легче управлять. Другие майомберо опираются в своей деятельности на мозги трупов обеих рас, уверяя, что эффективность чар от этого не зависит.
Майомберо разбрызгивает по могиле ром, рисуя им фигуру, напоминающую крест, а затем вскрывает ее. Труп достают и отрезают от него голову, пальцы на руках и ногах, извлекают из куюмба ребра и берцовые кости, заворачивают все это в черную ткань и несут домой. Там майомберо ложится на пол, а помощник укрывает его простыней и зажигает вокруг тела четыре восковые свечи, как возле мертвеца. Возле майомберо кладут нож, на лезвие которого насыпаны шесть кучек пороха — "фула". Когда куюмба переселяется в майомберо, тот сначала застывает в неподвижности, а затем у него начинаются судороги. После этого помощник спрашивает у куюмба, будет ли он выполнять приказы майомберо. В случае утвердительного ответа порох на ноже сам собой вспыхивает. Если ответ отрицательный, части тела необходимо вернуть на кладбище.
Если дух согласен сотрудничать, майомберо пишет его имя на клочке бумаги и кладет его на дно большого железного КОТЛА вместе с несколькими монетами — платой куюмба за его работу. Потом туда же кладутся останки трупа и немного земли с могилы. Затем майомберо ножом с белой ручкой делает у себя на руке надрез и капает кровью в котел, чтобы "освежить" куюмба. Некоторые майомберо вместо этого предпочитают задобрить куюмба, принеся ему в жертву петуха, опасаясь, что он может пристраститься к крови своего хозяина.
К крови майомберо добавляет немного воска с горящей свечи, кончик сигары, пепел, известь и отрезок ствола бамбука, запечатанный с обоих концов воском. Сверху кладется тело небольшой черной собаки, чтобы помочь куюмба находить своих жертв, а также различные травы и кора деревьев. Помимо этого в рецепт входят красный перец, соус "чили", чеснок, лук, корица, рута, муравьи, черви, ящерицы, термиты, летучие мыши, лягушки, шпанские мушки, тарантул, сороконожка, оса и скорпион.
Собрав в котле все компоненты, майомберо относит его обратно на кладбище, закапывает там и оставляет еще на три пятницы. Потом он достает его, чтобы перезахоронить поблизости от сейбового дерева еще на три пятницы. Таким образом, через 42 дня майомберо снова притаскивает котел домой и доливает в него немного рома с перцем, сухого вина, "Флоридской воды" (популярного в Карибском регионе одеколона) и свежей крови. После этого нганга готов.
Иногда вместо нганга все ингредиенты заворачивают в простыню и завязывают ее в виде мешка, который называют "макуто". Этот мешок подвешивают к потолку в самой темной комнате дома майомберо. Нганга или макуто — это целый мир, находящийся целиком в распоряжении майомберо.