07.04.2017, 11:59
(Последний раз сообщение было отредактировано 07.04.2017, 12:00 пользователем Adora.)
Благовещение в народной традиции
В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять.У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны, называемой «ирий» или «вырий». В России на Благовещение выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу Божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.
Иногда жгли костры — таким способом «палили зиму» или «грели весну». Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду.
К Благовещению приурочены магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки.
Наши мудрые предки верили, что земля спит под снегом, улетают в Ирий души предков, вся нечисть спит под снегом и нельзя рушить землю, пока все не проснуться. 1 апреля просыпается домовой, а следом за ним и леший. Было принято отмечать этот день подношениями своему помощнику – молоко, пирожки, сладости, каша.
А вслед за духами просыпается и земля. Говорят день Благовещенья всегда был особым, днём, когда может многое проститься, днем, когда нужно было всё начинать заново ибо природа просыпалась молодой и обновленной, снова вертелось вечное колесо жизни с самого начала.
Традиции Благовещения На Руси этот праздник считался праздником свободы и спокойствия. Он не отмечался пиршеством, наоборот, люди предавались молитвам и раздумьям. Иногда на праздник пекли фигурки птиц в виде жаворонков.
Согласно преданиям одним из строжайших запретов в этот день было на вязание, шитье и плетение. Эта традиция связана с тем, что наши предки верили, что нити — это судьбы людей, которые можно перепутать и привлечь в дом расставания, ссоры и распри.
На Благовещение особое значение придавали птицам. С ними и связывали обряд выпускания на свободу птиц, зачастую голубей. Для этого существовали специальные ловцы, которые потом и продавали птиц для осуществления обряда. Существовало поверье, что голуби донесут весть о добрых делах человека ангелам, которые впоследствии его за это вознаградят.
В ночь с 6 на 7 апреля раньше было принято «греть весну», поэтому в это время устраивали праздник с кострами, где сжигали мусор, старую обувь, солому и тряпки. В последний раз зазывали весну, водили хороводы и пели песни.
Как уже упоминалось работать в этот день нельзя, но вот освящать семена и саженцы для урожая можно было.
Одной из самых интересных традиций в этот день является заготовка Благовещенской соли. Это делалось для того, чтобы в случае какой-либо болезни воспользоваться ею. Все члены семьи брали щепотку соли и помещали её в мешочек, который хозяйка впоследствии прокаливала на огне.
Если же в течение всего года эта соль была не нужна, то на Благовещение её сжигали, веруя в то, что с ней исчезают все беды и несчастья. Так же и поступали с освященной водой и просфорой, которые хозяйка хранила весь год.
Также многие верили, что если в этот день сильно шуметь, грохотать тазами, звонить в бубенцы, то это отпугнет хищных зверей и сохранит домашний скот.
А чтобы сохранить урожай от болезней и других напастей, женщины собирали Благовещенскую золу, когда какое-либо растение на огороде заболевало, хозяйки посыпали ею урожай.