03.12.2018, 10:08
12 Декабря
Парамон, Зимоуказатель, Зорник
Пришел Парамон — снег с крыши вон. В этот день сбрасывали с крыш снег, причем, по повериям, делать это было нужно веником и метлами, но никак не лопатами, чтобы крыша не прохудилась. К венику на Руси относились с большим почтением, считая его наделенным особыми магическими свойствами, и помнили: Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы испортятся.
В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство. Смотрят на Парамона на утреннюю зарю. Багряная заря — к ветрам холодным, ясное утро — к ясному декабрю. А коли утро снежное — быть метелям свирепым. Снег на Парамона — быть метелям до Николина дня. На Парамона земля каменеет, речка стынет. С этого дня ходит зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам вставать велит, печи топить, каши варить.
13 Декабря
Андрей Зимний.
На Андрея второй раз выходят вечером на реки, озера и колодцы прислушиваться к воде. Если вода стоит спокойно, то это означает, что зима будет теплая, без метелей. Если вода гудёт и стонет, то это предвещает бури, большие морозы и беды.
В этот день, как и вдень великомученицы Екатерины, девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному обычаю накануне дня апостола Андрея соблюдали пост и молятся ему о даровании им хороших женихов. В Полесье девушка, желая увидеть во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею.
Прочитав над горшком «Отче наш» девять раз стоя, девять раз на коленях и девять раз сидя, она говорила:
Святый Андрею,
Я на тебе лен сею,
Дай же мини знати,
За ким я буду той лен рвати.
На ночь клали девушки под подушку кусочек хлеба и говорили: «Суженый-ряженый, приходи ко мне поесть». Верили, что ночью должен во сне к ним прийти суженый.
14 Декабря
Наум - На Ум, Наум Грамотник.
В народе говорили: «Пророк Наум наставляет на ум», и в день его памяти отдавали детей в ученье приходским дьякам. Но не просто посылали в школу, а соблюдали определенный церемониал. Все семейство отправлялось с утра в церковь, где служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами.
Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность учить побоями. Мать, стоя у двери, должна была плакать, иначе худая молва о ее бездушии пронеслась бы по всей деревне. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона.
После сего учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось учение: «Аз-земля-ер-аз». Мать в этот момент должна была плакать еще сильнее и умолять учителя не морить сына грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали и дарили ему подарки. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем.
Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя (обычно это была домашняя птица). Батюшка Наум, наставь на ум. Один пророк Наум наводит на ум.
15 Декабря
Аввакум.
В этот же день читали и заговоры от ночиницы-бессоницы — сглаза.
Заговор от ночницы.
Знахарка поздно вечером, чтобы никто не видел, несет ребенка под курошест. Раздев, три раза умывает его и каждый раз приговаривает: «Куры белыя, куры рябыя, куры желтыя, куры пестрыя, куры черныя, возьмите свои ночницы, а младенцу (имя) дайте доброе здоровье и сон». Умывши в третий раз, знахарка плюет три раза, произносит — «с гуся вода, а с младенца (имя) худоба» — и одевает ребенка в свежее платье.
1-ый заговор, «Заря, зарница, вас три сестрицы, утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная, сыми с раба Божия (имя) тоску, печаль, крик, бессонницу, подай ему сон со всех сторон, со всех святых, со всех небесных.»
2-ой заговор. Заговор читается три раза. Заря-зарница, красная девица, Утренняя заря Прасковья, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон. Заря-зарница, молодая девица, Вечерняя заря Соломонея, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон.
16 Декабря
Иван Безмолвный.
Иван молчит, добрая молва дело растит. В этот день надо было молча, тихо постоять перед иконой Иоанна Безмолвного. Кто на Ивана Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.
17 Декабря
Варварин День, Варварины Морозы.
К этому дню становилось как будто немного светлее от выпавшего снега, и потому говорили: «Варвара от ночи уворовала, да ко дню притачала».
Варвара считалась заступницей женщин. Ей молились беременные. Ее день был бабьим праздником. На Украине говорили, что в этот день устанавливается зимняя погода: «На день святой Варвары зима мосты мостит». А в России есть другая поговорка: «К Варварину дню зима дорогу заварит».
Наступает время сильных морозов. Трещит Варюха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила. На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит.
18 Декабря
Саввин День.
Савва продолжал морозить реки да озера, продолжал Варварину работу. А потому говорили: «Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает». На день Саввы зима реки засалит. Надень Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь. На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у кого лошадь есть.
19 Декабря
Никола Зимний.
Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых на Руси. О нем пели калики перехожие:
Ой! кто, кто Николая любит, Ой! кто, кто Николаю служит, Тому святой Николай Во всякий час помогает.
Святителю Николаю полагается даже особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. К его дню приурочивались зимой в старину так называемые братчины, которые получили название Николыдин. Наши предки собирались в церковь, служили святому Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу и затем шли веселиться.
В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и хозяйственных договоров. В день Николая особенно внимательно следили за погодой:
Никола загвоздит, что Егорий намостит. Перед Николой иней — овсы хороши будут. Иней на Николу — к урожаю. Попроси Николу, и он скажет: Спасу. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы. Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года. На день Николая зима ходит с гвоздем. Подошел бы Николин день, а то будет зима на санках. Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует. Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.
20 Декабря
Абросим.
С Авросия начинали ждать новых праздников - Светлого Рождества Христова. День этот проводил черту под праздниками уходящего года.
Амбросим у Николы погосил - в душу девкам веру заронил: не за горами Святки. С Абросима до Рождиства праздников никаких нет.
21 Декабря
Анфиса - Рукадельница.
В этот день девушки занимались рукоделием: пряли, ткали, вышивали. Корни орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие...
Русская народная вышивка всегда отличалась и отличается особым разнообразием. Когда мы говорим о вышивке Русского Севера, то сразу представляем себе ее прекрасный декоративный узорный мир, населенный сказочными людьми, птицами, животными, обитающими среди цветущих кустов и деревьев.
Древняя русская вышивка представляет собой своеобразную систему магических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на ритуальных полотенцах и одеждах, — это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики — очистительные и охранительные знаки.
Вышивку почти всегда исполняли исключительно счетными швами, т.е. швами по счету ниток ткани: росписью (двусторонним швом), набором строчевыми ажурными швами по продернутой ткани Росписью исполнялись самые древние вышивки, на которых изображены человеческие фигуры и птицы, а также всевозможные орнаментальные мотивы.
Очень красивы мужские рубашки, подолы которых украшены многоцветными и многофигурными композициями. Верх таких рубах и плечи сплошь зашиты цветными прямоугольниками с орнаментальными узорами. Тут надо специально оговориться, что в русских вышивках, как правило, всегда бывает нагружен низ изделия — будь то полотенце, скатерть или рубаха. Строчевая белая вышивка с геометрическими мотивами — явление общерусское. Вологодские белые полотняные вышивки отличают растительные узоры с размытым контуром фигур и ажурными многообразными фонами внутри таких силуэтов.
Существовал даже специальный «вологодский шов по письму», при котором контур обводился тамбурным швом, а фигуры расшивали атласным швом. Нитки же ткани вокруг фигур выдергивали и перевивали в ажурную сетку.
В ярославских и тверских вышивках мы видим белые силуэты, обведенные цветными нитками или гарусом, трехместных композиций. Вещи, изготовленные в Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской и Рязанских губерниях, отличаются цветной перевитью, то есть сетка фона в них перевита цветными нитками, а сам узор вышивается по ним белым по нитям основы полотна. В северно русской вышивке стойко сохранялись орнаментальные мотивы, связанные с дохристианскими верованиями и имевшие широкое распространение на территории Европы в древности. Она изображала трехчленные композиции с женщиной или деревом в сопровождении коней или птиц.
В Новгородской и Ярославской областях была развита белая строчевая вышивка по выдергу нитей с изображением птиц и жанровых сцен. Сюжетный орнамент, в частности с трехчленной композицией, встречался и в старинных вышивках сибирских крестьян. Изделия мастериц владимирских вышивальных промыслов славились особыми "владимирскими" швами. Здесь белым по белому выполнялись с применением глади и решеток сложные и тонкие цветочные орнаменты.
Для южнорусских губерний была характерна вышивка с преобладанием красного цвета — с весьма насыщенной орнаментикой. Основными орнаментальными мотивами здесь были геометрические композиции. Основу составлял ромб, квадратный («круг») или удлиненный, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые излучения («репей»), которые иногда загибались под углом («лягушка») или разрабатывались как ломаные спирали. В западных и юго-западных губерниях (Смоленской, Орловской) были распространены узоры с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба.
22 Декабря
Анна Тёмная, Анна Зимняя.
Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее. Зачатие Пресвятой Богородицы празднуется 22 декабря. А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была святая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.
22 декабря — самый короткий день в году, день солнцестояния. На Зачатие Анны беременным бабам пост. Будущим матерям в течение суток запрещалось приниматься за какую-либо серьезную работу.
С праздника Зачатия Анны зачинается зима: осень кончается, зима зачинается. Начало настоящей суровой зимы. А пока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.
На Зачатие Анны волки стадятся — в стаи собираются, — а разбегаются после выстрелов на Крещение.
23 Декабря
Мина.
Великомученик Мина у русского народа считается целителем глазных болезней. Основанием для такого верования послужило то, что этот угодник действительно обладал даром чудотворений и действительно исцелял болезни глаз. Русские люди верили, что Мина дарует не только физическое исцеление глазам, но и убирает с глаз пелену, мешающую отличать добро ото зла, правду ото лжи.
Со святого Мины — нас тьма мимо.
Со святого Мины — с очей пелена.
24 Декабря
Никонов День.
В этот день говорили: «Никон стоит у икон». Молились святому, просили успокоить душу, отогнать нечистую силу, которая в снеговых бурях да метелях кружила.
25 Декабря
Спиридон Солоноворот.
Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. Спиридон, по их мнению, сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрывалось от людей. Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны. Зима ходит с этого же дня в медвежьей шкуре, стучит по крышам и будит баб ночью топить печи. Если зима гуляет по полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина.
На Солоноворот медведь ворочается в берлоге с одного бока на другой, а солнышко на прощанье нагревает коровам бочок. Крестьянам запрещалось работать в этот день, они могли лишь заниматься выяснением, каков будет урожай на будущий год. Старики замечали, с какой стороны на этот день подует ветер, с той стороны будет дуть он до весеннего равноденствия. По погоде первых 12 дней, следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года.
В притолоку, как только солнцеворот пройдет, хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Крестьяне верили, что сила острого серпа и топора передастся двери и порогу, охранит дом от зла и нечистой силы. Острая сталь издавна была лучшим оберегом от нежити.. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок.
В этот день кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. «Спиридонов день, подымайся вверх» — приговаривают садовники, встряхивая яблони. Если на Спиридона происходит перемена ветра, то на будущий год будет хороший урожай гречихи.
26 Декабря
Евстрат, Ведьмины Посиделки.
Мученик Евстрат солнышку рад. С этого дня начинали наблюдать погоду, считая, что каждый новый день покажет погоду очередного месяца следующего года: погода 26 декабря показывает погоду января, погода 27 декаюря — погоду февраля и т.д.
В этот день бывали, по мнению русского народа, ведьмины посиделки и сборища, на которых они решали, как схватить солнце да сжить его с белого света. Нельзя в этот день сквернословить — не то ведьмы с неба упадут прямо на голову хулигана. Нельзя было и веник на крыльце оставлять — не то ведьмы утащат.
27 Декабря
Филимон.
Были самые темные дни в году, а потому, пока тьма господствовала на земле, продолжала бесноваться нечистая сила, к домам поближе подбиралась, ухала, в двери скреблась. Только хорошего хозяина боялась, у которого в доме все справно, работа вся сделана.
28 Декабря
Трифон.
Стал день прибавляться, и Солнце посылает на Землю своих деток — солнечные лучи, которые пронзают нечистую силу, отваживают ее от домов. Рано утром надо было в этот день вынести на огород горячие угли и высыпать их в него. Только так можно было испугать нежить.
29 Декабря
Агей - Инесей.
В этот день внимательно следили за погодой. Если в этот день будет на деревьях иний, то Святки будут теплые. Если будет большой мороз по утру, то он продлиться до Крещения.
30 Декабря
Данила.
Данила декабрь торопит. В Данилов день святым духом и ладаном запахло. В день Данила хозяйка печку топила, чтоб на два дня тепла хватило. На пророка Даниила иней — теплые Святки.
Гадание в ночь на Данилу.
В эту ночь (ночь на день пророка. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила) клали под подушку три лавровых листка. На одном пишут — Ананий, на втором — Азарий, на третьем — Мисаиил. Ночью должен привидеться суженый.
31 Декабря
Модестов День, Покров Скота.
Святой Модест известен в русском народе как хранитель скота, и потому в Сказании о святых ему назначается молитва на случай скотского падежа.
Чтобы определить свою судьбу в предстоящем году, ложились на ток, где молотят хлеб, и слушали: если под гадающим застучит, то он умрет, если зазвенит — быть свадьбе, а если слышится молотьба — богатым будет.
Вечером 31 декабря ставят 12 коробочек с солью или берут 12 луковиц с 12 же слоями «кожи», выдалбливают луковицы и насыпают их солью. Каждую коробочку или луковицу называют именем месяца будущего года. Утром 1 января смотрят, в какой коробочке размокла соль — тот месяц и будет дождливым.
Парамон, Зимоуказатель, Зорник
Пришел Парамон — снег с крыши вон. В этот день сбрасывали с крыш снег, причем, по повериям, делать это было нужно веником и метлами, но никак не лопатами, чтобы крыша не прохудилась. К венику на Руси относились с большим почтением, считая его наделенным особыми магическими свойствами, и помнили: Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы испортятся.
В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство. Смотрят на Парамона на утреннюю зарю. Багряная заря — к ветрам холодным, ясное утро — к ясному декабрю. А коли утро снежное — быть метелям свирепым. Снег на Парамона — быть метелям до Николина дня. На Парамона земля каменеет, речка стынет. С этого дня ходит зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам вставать велит, печи топить, каши варить.
13 Декабря
Андрей Зимний.
На Андрея второй раз выходят вечером на реки, озера и колодцы прислушиваться к воде. Если вода стоит спокойно, то это означает, что зима будет теплая, без метелей. Если вода гудёт и стонет, то это предвещает бури, большие морозы и беды.
В этот день, как и вдень великомученицы Екатерины, девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному обычаю накануне дня апостола Андрея соблюдали пост и молятся ему о даровании им хороших женихов. В Полесье девушка, желая увидеть во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею.
Прочитав над горшком «Отче наш» девять раз стоя, девять раз на коленях и девять раз сидя, она говорила:
Святый Андрею,
Я на тебе лен сею,
Дай же мини знати,
За ким я буду той лен рвати.
На ночь клали девушки под подушку кусочек хлеба и говорили: «Суженый-ряженый, приходи ко мне поесть». Верили, что ночью должен во сне к ним прийти суженый.
14 Декабря
Наум - На Ум, Наум Грамотник.
В народе говорили: «Пророк Наум наставляет на ум», и в день его памяти отдавали детей в ученье приходским дьякам. Но не просто посылали в школу, а соблюдали определенный церемониал. Все семейство отправлялось с утра в церковь, где служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами.
Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность учить побоями. Мать, стоя у двери, должна была плакать, иначе худая молва о ее бездушии пронеслась бы по всей деревне. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона.
После сего учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось учение: «Аз-земля-ер-аз». Мать в этот момент должна была плакать еще сильнее и умолять учителя не морить сына грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали и дарили ему подарки. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем.
Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя (обычно это была домашняя птица). Батюшка Наум, наставь на ум. Один пророк Наум наводит на ум.
15 Декабря
Аввакум.
В этот же день читали и заговоры от ночиницы-бессоницы — сглаза.
Заговор от ночницы.
Знахарка поздно вечером, чтобы никто не видел, несет ребенка под курошест. Раздев, три раза умывает его и каждый раз приговаривает: «Куры белыя, куры рябыя, куры желтыя, куры пестрыя, куры черныя, возьмите свои ночницы, а младенцу (имя) дайте доброе здоровье и сон». Умывши в третий раз, знахарка плюет три раза, произносит — «с гуся вода, а с младенца (имя) худоба» — и одевает ребенка в свежее платье.
1-ый заговор, «Заря, зарница, вас три сестрицы, утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная, сыми с раба Божия (имя) тоску, печаль, крик, бессонницу, подай ему сон со всех сторон, со всех святых, со всех небесных.»
2-ой заговор. Заговор читается три раза. Заря-зарница, красная девица, Утренняя заря Прасковья, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон. Заря-зарница, молодая девица, Вечерняя заря Соломонея, Крикса, Фокса, Уйми свой крик и дай младенцу сон.
16 Декабря
Иван Безмолвный.
Иван молчит, добрая молва дело растит. В этот день надо было молча, тихо постоять перед иконой Иоанна Безмолвного. Кто на Ивана Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.
17 Декабря
Варварин День, Варварины Морозы.
К этому дню становилось как будто немного светлее от выпавшего снега, и потому говорили: «Варвара от ночи уворовала, да ко дню притачала».
Варвара считалась заступницей женщин. Ей молились беременные. Ее день был бабьим праздником. На Украине говорили, что в этот день устанавливается зимняя погода: «На день святой Варвары зима мосты мостит». А в России есть другая поговорка: «К Варварину дню зима дорогу заварит».
Наступает время сильных морозов. Трещит Варюха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила. На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит.
18 Декабря
Саввин День.
Савва продолжал морозить реки да озера, продолжал Варварину работу. А потому говорили: «Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает». На день Саввы зима реки засалит. Надень Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь. На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у кого лошадь есть.
19 Декабря
Никола Зимний.
Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых на Руси. О нем пели калики перехожие:
Ой! кто, кто Николая любит, Ой! кто, кто Николаю служит, Тому святой Николай Во всякий час помогает.
Святителю Николаю полагается даже особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. К его дню приурочивались зимой в старину так называемые братчины, которые получили название Николыдин. Наши предки собирались в церковь, служили святому Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу и затем шли веселиться.
В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и хозяйственных договоров. В день Николая особенно внимательно следили за погодой:
Никола загвоздит, что Егорий намостит. Перед Николой иней — овсы хороши будут. Иней на Николу — к урожаю. Попроси Николу, и он скажет: Спасу. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы. Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года. На день Николая зима ходит с гвоздем. Подошел бы Николин день, а то будет зима на санках. Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует. Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.
20 Декабря
Абросим.
С Авросия начинали ждать новых праздников - Светлого Рождества Христова. День этот проводил черту под праздниками уходящего года.
Амбросим у Николы погосил - в душу девкам веру заронил: не за горами Святки. С Абросима до Рождиства праздников никаких нет.
21 Декабря
Анфиса - Рукадельница.
В этот день девушки занимались рукоделием: пряли, ткали, вышивали. Корни орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие...
Русская народная вышивка всегда отличалась и отличается особым разнообразием. Когда мы говорим о вышивке Русского Севера, то сразу представляем себе ее прекрасный декоративный узорный мир, населенный сказочными людьми, птицами, животными, обитающими среди цветущих кустов и деревьев.
Древняя русская вышивка представляет собой своеобразную систему магических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на ритуальных полотенцах и одеждах, — это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики — очистительные и охранительные знаки.
Вышивку почти всегда исполняли исключительно счетными швами, т.е. швами по счету ниток ткани: росписью (двусторонним швом), набором строчевыми ажурными швами по продернутой ткани Росписью исполнялись самые древние вышивки, на которых изображены человеческие фигуры и птицы, а также всевозможные орнаментальные мотивы.
Очень красивы мужские рубашки, подолы которых украшены многоцветными и многофигурными композициями. Верх таких рубах и плечи сплошь зашиты цветными прямоугольниками с орнаментальными узорами. Тут надо специально оговориться, что в русских вышивках, как правило, всегда бывает нагружен низ изделия — будь то полотенце, скатерть или рубаха. Строчевая белая вышивка с геометрическими мотивами — явление общерусское. Вологодские белые полотняные вышивки отличают растительные узоры с размытым контуром фигур и ажурными многообразными фонами внутри таких силуэтов.
Существовал даже специальный «вологодский шов по письму», при котором контур обводился тамбурным швом, а фигуры расшивали атласным швом. Нитки же ткани вокруг фигур выдергивали и перевивали в ажурную сетку.
В ярославских и тверских вышивках мы видим белые силуэты, обведенные цветными нитками или гарусом, трехместных композиций. Вещи, изготовленные в Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской и Рязанских губерниях, отличаются цветной перевитью, то есть сетка фона в них перевита цветными нитками, а сам узор вышивается по ним белым по нитям основы полотна. В северно русской вышивке стойко сохранялись орнаментальные мотивы, связанные с дохристианскими верованиями и имевшие широкое распространение на территории Европы в древности. Она изображала трехчленные композиции с женщиной или деревом в сопровождении коней или птиц.
В Новгородской и Ярославской областях была развита белая строчевая вышивка по выдергу нитей с изображением птиц и жанровых сцен. Сюжетный орнамент, в частности с трехчленной композицией, встречался и в старинных вышивках сибирских крестьян. Изделия мастериц владимирских вышивальных промыслов славились особыми "владимирскими" швами. Здесь белым по белому выполнялись с применением глади и решеток сложные и тонкие цветочные орнаменты.
Для южнорусских губерний была характерна вышивка с преобладанием красного цвета — с весьма насыщенной орнаментикой. Основными орнаментальными мотивами здесь были геометрические композиции. Основу составлял ромб, квадратный («круг») или удлиненный, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые излучения («репей»), которые иногда загибались под углом («лягушка») или разрабатывались как ломаные спирали. В западных и юго-западных губерниях (Смоленской, Орловской) были распространены узоры с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба.
22 Декабря
Анна Тёмная, Анна Зимняя.
Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее. Зачатие Пресвятой Богородицы празднуется 22 декабря. А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была святая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.
22 декабря — самый короткий день в году, день солнцестояния. На Зачатие Анны беременным бабам пост. Будущим матерям в течение суток запрещалось приниматься за какую-либо серьезную работу.
С праздника Зачатия Анны зачинается зима: осень кончается, зима зачинается. Начало настоящей суровой зимы. А пока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.
На Зачатие Анны волки стадятся — в стаи собираются, — а разбегаются после выстрелов на Крещение.
23 Декабря
Мина.
Великомученик Мина у русского народа считается целителем глазных болезней. Основанием для такого верования послужило то, что этот угодник действительно обладал даром чудотворений и действительно исцелял болезни глаз. Русские люди верили, что Мина дарует не только физическое исцеление глазам, но и убирает с глаз пелену, мешающую отличать добро ото зла, правду ото лжи.
Со святого Мины — нас тьма мимо.
Со святого Мины — с очей пелена.
24 Декабря
Никонов День.
В этот день говорили: «Никон стоит у икон». Молились святому, просили успокоить душу, отогнать нечистую силу, которая в снеговых бурях да метелях кружила.
25 Декабря
Спиридон Солоноворот.
Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. Спиридон, по их мнению, сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрывалось от людей. Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны. Зима ходит с этого же дня в медвежьей шкуре, стучит по крышам и будит баб ночью топить печи. Если зима гуляет по полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина.
На Солоноворот медведь ворочается в берлоге с одного бока на другой, а солнышко на прощанье нагревает коровам бочок. Крестьянам запрещалось работать в этот день, они могли лишь заниматься выяснением, каков будет урожай на будущий год. Старики замечали, с какой стороны на этот день подует ветер, с той стороны будет дуть он до весеннего равноденствия. По погоде первых 12 дней, следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года.
В притолоку, как только солнцеворот пройдет, хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Крестьяне верили, что сила острого серпа и топора передастся двери и порогу, охранит дом от зла и нечистой силы. Острая сталь издавна была лучшим оберегом от нежити.. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок.
В этот день кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. «Спиридонов день, подымайся вверх» — приговаривают садовники, встряхивая яблони. Если на Спиридона происходит перемена ветра, то на будущий год будет хороший урожай гречихи.
26 Декабря
Евстрат, Ведьмины Посиделки.
Мученик Евстрат солнышку рад. С этого дня начинали наблюдать погоду, считая, что каждый новый день покажет погоду очередного месяца следующего года: погода 26 декабря показывает погоду января, погода 27 декаюря — погоду февраля и т.д.
В этот день бывали, по мнению русского народа, ведьмины посиделки и сборища, на которых они решали, как схватить солнце да сжить его с белого света. Нельзя в этот день сквернословить — не то ведьмы с неба упадут прямо на голову хулигана. Нельзя было и веник на крыльце оставлять — не то ведьмы утащат.
27 Декабря
Филимон.
Были самые темные дни в году, а потому, пока тьма господствовала на земле, продолжала бесноваться нечистая сила, к домам поближе подбиралась, ухала, в двери скреблась. Только хорошего хозяина боялась, у которого в доме все справно, работа вся сделана.
28 Декабря
Трифон.
Стал день прибавляться, и Солнце посылает на Землю своих деток — солнечные лучи, которые пронзают нечистую силу, отваживают ее от домов. Рано утром надо было в этот день вынести на огород горячие угли и высыпать их в него. Только так можно было испугать нежить.
29 Декабря
Агей - Инесей.
В этот день внимательно следили за погодой. Если в этот день будет на деревьях иний, то Святки будут теплые. Если будет большой мороз по утру, то он продлиться до Крещения.
30 Декабря
Данила.
Данила декабрь торопит. В Данилов день святым духом и ладаном запахло. В день Данила хозяйка печку топила, чтоб на два дня тепла хватило. На пророка Даниила иней — теплые Святки.
Гадание в ночь на Данилу.
В эту ночь (ночь на день пророка. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила) клали под подушку три лавровых листка. На одном пишут — Ананий, на втором — Азарий, на третьем — Мисаиил. Ночью должен привидеться суженый.
31 Декабря
Модестов День, Покров Скота.
Святой Модест известен в русском народе как хранитель скота, и потому в Сказании о святых ему назначается молитва на случай скотского падежа.
Чтобы определить свою судьбу в предстоящем году, ложились на ток, где молотят хлеб, и слушали: если под гадающим застучит, то он умрет, если зазвенит — быть свадьбе, а если слышится молотьба — богатым будет.
Вечером 31 декабря ставят 12 коробочек с солью или берут 12 луковиц с 12 же слоями «кожи», выдалбливают луковицы и насыпают их солью. Каждую коробочку или луковицу называют именем месяца будущего года. Утром 1 января смотрят, в какой коробочке размокла соль — тот месяц и будет дождливым.