26.01.2021, 14:00
11 Февраля
Биешё Морозов
Ведьмы устраивают в этот день заломы травы сухой, снегом незанесенной. Русский народ верил, что такие "закрутки", или "заломы", "закручиваются" с целью причинить смерть хозяину поля или чтобы заполучить чужое хлебное зерно летом. Но к чертополоху ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы. Потому, чтобы не вытоптали защищающий посевы снег на поле ведьмы, надо чертополох по углам поля воткнуть.
12 Февраля
Василий Вуликий, Звериный Свадебник.
В этот день, который также назывался Днем трех святителей непрядильщиков, нельзя было прясть. Звериный род берет рост. В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.
В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя.
Рябчики под соусом.
Срезать с рябчиков филей без косточек, снять с них кожу, положить в сотейник и припускать в сливочном масле, не давая им подрумяниваться и держа на небольшом огне. Припустить в сливочном масле трюфели или шампиньоны. Грибы опускаются в белый соус, выкладываются на середину глубокого блюда, гарнируется рябчиковыми филейчиками, под которые подкладывают гренки из белого хлеба, поджаренные в сливочном масле.
Котлеты из рябчика.
Снимите с груди сырого рябчика кожу, срежьте крылья с филеем, оставив только кость, прилегающую к плечу, и получите две котлеты, которые, обмакнув в сырое яйцо, взбитое с ложкой молока или воды и солью, обваляйте в сухарях и поджарьте в сливочном масле.
К этим котлетам очень идет нарезанный ломтиками трюфель, припущенный в сливочном масле с ложкой мадеры и полстоканом сока из-под жареной телятины. Пять-шесть средней величины трюфелин и пол-ложки масла на шесть котлет достаточно. За неимением трюфелей можно употребить шампиньоны или сок из-под телятины, мадеру и масло с прибавкой сока от половины лимона. Все это хорошенько прокипятить и вылить на выложенные на горячее блюдо котлеты.
Салат оливье на старинный манер.
Слово «салат» пришло в русский язык из французского и первоначально означало всевозможные соления. Изначально в салат шла только соленая зелень, в которую постепенно стали добавлять овощи, и уж только спустя долгое время в салат «ввели» мясо и рыбу. Одним из самых изысканных салатов был знаменитый «Оливье». Взять два рябчика и телячий язык, 100 г паюсной икры, 250 г свежего салата, 25 штук отварных раков или одну банку омаров, полбанки пикули, полбанки сои, два свежих огурца, 100 г каперсов, 5 крутых яиц; все уложить на блюдо, прибавить соус провансаль, который готовится на французском уксусе из двух яиц и одного фунта прованского масла, посоленный по вкусу.
13 Февраля
Никита Пожарник.
Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на много чудес творяше».
14 Февраля
Пётр Полу Корм, Трифон-Перезимник, Трифон Мышегон.
Трифону сельские девицы молятся о женихах. Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль — свадебный месяц. Только в этот день можно заговаривали губителей скирд и стогов — мышей. Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения. Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена. Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия. Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали и одаривали.
Заговор от мышей.
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово моё ничем же порушится».
Если на Трифона покажется вечером на небе много звёзд, то зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя.
15 Февраля
Сретение.
Сретением Господним назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицею. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т.е. первый сын, в 40 день по рождении, был посвящаем Богу, — и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождении, и Господь Спаситель наш Своею Пречистой Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7, 14) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божие, старец Симеон пришел в храм. Увидев Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глоголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествие Его.
В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны. Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну. На Сретеньев день от воробья стена мокра. На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок На Сретенье зима с летом встретилась. На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю). На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. На Сретенье уже от воробья стена мокра. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.
В Каширском уезде было предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбой, к Масленице:
«Жил когда-то старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много, и во всем ему была спорина. Наградил его господь детками умными. Чего сам старик не додумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит. Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой масленице. Вот и вздумал старик на промысел: съездить вдаль за рыбой, заработать копейку и гостей удоволить. Старик все сбирался, ждал пути и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а там и Масленица на носу. И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбой, так и невесть что вышло. И повойти и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил. Известно, бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбой, накормлю об Масленице сватов и сватей, говорит он им. Ведь что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на беду, на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы: «Поглядико, родимый, на двор: какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули; подуло с весны». Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы. Старик таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбой на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и никто вести не кажет. Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет. Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а тамто двух мужиков замертво нашли. Войт бабы пуще прежнего. Кому Масленица, а бабам Великий пост. И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся».
В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.
В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.
16 Февраля
Семён И Анна, Хранитель Младенцев, Починки - По Сохе Поминки.
В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны. Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным. В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.
Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».
Соломаха (саламата). Старинный рецепт.
Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего. В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.
17 Февраля
Никола Студёный, Волчий Сват, Маковый Закат.
О звериных тропах в лесу только Никола - студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мати зверям — волчица. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом женятся. Выйдет луна зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки. В этот день обычно бывали Никольские морозы.
Говорили: «Никола Студеный — на мороз тороват», «На Студеного Николу снега навалит гору», «Студеный день — шубу снова надень».
18 Февраля
Агафья Скотница, Агафья Голодуха.
Агафья считается заступницей от пожара, и вдень ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Основанием для этого верования послужило одно обстоятельство, указанное в жизнеописании этой угодницы: пожар в Катане. К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.
Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева. На¬до запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
Народный обряд опахивания — это остатки древнего языческого верования наших отцов. Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам. Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин. В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка. После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду. На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев и привязывали собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть. В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее. С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех шла с сохой повещалка и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их шла толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они пели следующую песню:
От Океан-моря глубокого, От лукоморья ли зеленого Выходили дванадесять дев. Шли путем, дорогой немалой, Ко крутым горам, высоким, Ко трем старцам, стариим. Молились, печаловались, Просили в упрос Дванадесять дев: Ой вы, старцы старые! Ставьте столы белодубовые, Стелите скатерти браные. Точите ножи булатные, Зажигайте котлы кипучие, Колите, рубите намертво Всяк живот поднебесной. И клали велик обет Дванадесять дев: Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Во ту пору старцы старые Ставят столы белодубовые. Стелят скатерти браные, Колят, рубят намертво Всяк живот поднебесной. На крутой горе, высокой, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучиих Горит огнем негасимыим Всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих Стоят старцы старые, Пойдут старцы старые Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Кладут старцы старые На живот обет велик, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие; Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Проклятьице великое. Сулят старцы старые Вековечну жизнь. На весь род человечь.
С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть. В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах. В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство. В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты». С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого. В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.
19 Февраля
Вукол Телятник, Жуколы.
Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».
Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник». В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами. Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм. По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем снимают приволоку — пенку — и едят кашу. Этот обряд моления молока совершают перед обедом. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.
Каша молочная пшенная.
1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.
20 Февраля
Лука, Могущница.
В этот день пекли пироги с луком. В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».
Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев. Особую силу имела лапчатка. Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.
21 Февраля
Захар Серповидец, Именины Серпа.
Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы.
На Захария-серповидца неси серпы точить. Серповидцу молились бабы-жницы. В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой.
Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».
22 Февраля
Никифоры-Панкраты.
В этот день всегда принимались за плетение лаптей.
Говорили «Наш Панкрат лаптями богат». Или: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы».
В этот день полагалось также проверить все хозяйство. Если у Панкрата дело в руках — то у хозяина хлеб в устах.
23 Февраля
Прохоров День, Харлампий.
Харлампий считался в русском народе хранителем от внезапной без покаяния смерти. Ему надо было молиться в этот день об избавлении от такой смерти. Святой угодник этот еще почитается покровителем чиновников. С этого дня начинают слабеть морозы.
В народе говорят: «Пришел Прохор — и весна заглянула на двор», «Хоть мороз злится, но весну чует», «До Прохора старушка охала: «Ох, студено!», пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!».
24 Февраля
Власий - Скотий Бог, Коровий Праздник, Дмитриев День.
Власьевские морозы в некоторых губерниях считались последними. А в Тульской губернии эти же самые морозы назывались в числе семи крутых утренников. Там говорили: «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!» Счет утренникам наблюдают так: «Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».
В этот день молились о сохранении скота.
Власий — главный наследник славянского Волоса, хранитель и заступник крестьянского скота. Волос, или Велес, — один из верховных богов и в божественной «иерархии» занимает второе место после Перуна. Летописец Нестор пишет о клятве, которой давали перед Волосом, как богом скота. Эту клятву произносил князь Олег, когда князь был в Константинополе и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Само имя бога означает его «велечтимым», ибо Велес значит «велий есть», т.е. великий, а Волос, «влодеющий», значит «обладатель». Он представлялся человеком с бычьими рогами, в простой одежде, держал в руке чашу с молоком. В жертву ему приносились коровы и быки. Идол Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами после принятия христианства. Но еще долго в Ростове отправляли ему службы, пока, наконец, один монах по имени Авраам, не разрушил его капище и не построил на том месте церковь.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу. Дмитриев день по голу — Святая но голу.
25 Февраля
Алексей Рыбный.
В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили), чтобы была она крепка, чиста да бела. В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева. Если на Алексея потеки были, то и рыба должна ловиться. Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу.
В этот день готовили рыбные блюда. Расстегаи. «Расстегаи — пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие, — пишет исследователь русской кухни В. Побочный, — Они всегда пользовались у россиян большой популярностью. Как правило, начинка для расстегаев готовится из рыбы, но нередко используются также мясо, ливер, рис, грибы. Считается, что название этих пирогов происходит от слова «растягивать»: наверное потому, что верхнее отверстие приходилось немного растягивать. Дело в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон иногда заливали и непосредственно в пирожок, в то самое отверстие, которое растягивали, что делало его значительно сочнее.
Однако есть и другие толкования. Скажем, открытая середина пирога делает его как бы «расстегнутым». Можно также исходить из основы «стегать», что означает «шить, соединять».
Есть еще предположение по поводу названия. Пирожки-расстегаи были названы так в честь известного, любимого московской публикой романса «Сарафанчик-расстеганчик», который прекрасно пела известная исполнительница цыганских романсов Степанида Солдатова.
По величине расстегаи также, как и кулебяки, бывают самые разные. Так, если щербаковские расстегаи были большими, то фирменные тестовские расстегайчики с налимьей печенью отличались совсем крошечными размерами».
Тесто для расстегаев делается как для ватрушек или вообще кислое тесто на дрожжах, куда прибавляют перед приготовлением самих расстегаев немного соды, отчего тесто делается замечательно пышным.
Тесто раскатывают не очень толсто, величиной с чайное блюдце, кладут на него кусочки лососины, семги, белуги или осетрины, вокруг защипывают и оставляют середину открытой, как у ватрушек, смазывают маслом и ставят в печь.
26 Февраля
Мартынов День, День Светланы.
Мартын считался в русском народе избавителем от блудной страсти.
В этот день — день Светланы, светлый день — звезды окликали, чтобы от их сияния глазам зоркости прибыло.
Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет.
27 Февраля
Кирилл Весноуказчик.
Кирилл поля утучняет. Снег оседает — поля утучняет. Надо было всем возможными способами удержать к весне на полях снег. Для этого мужики выходили на огороды и утаптывали там снег. На Кирилла хорошая погода — к сильным морозам. А в мороз первое дело — выпить сбитня горячего.
Сбитни. Сбитни были известны на Руси издревле. Упоминание о сбитнях встречаются уже в летописях XII века. Само слово «сбитень» означает«крепкий напиток». В.И.Даля сбитнем называет горячий напиток из подожженного меда с пряностями.
В старину этот напиток готовили так: в кипящую воду, с растворенным в ней медом или патокой, добавляли по вкусу имбирь, кардамон, гвоздику, корицу, лавровый лист или мускатный орех либо их смесь. Сбитень на Руси пили по несколько раз вдень, им торговали на улицах и в трактирах. Особенно популярен был сбитень зимой, когда его разносили в медных чайниках-самоварах, укутанных в одеяла, чтобы не остыл.
Сбитень московский.
400 г меда, 1 г корицы, по 2 г гвоздики, хмеля и мускатного ореха, 1 л воды. Добавить в воду мед и патоку, вскипятить, положить пряности и поварить еще 5 минут. Затем дать настояться полчаса и процедить.
Сбитень новгородский.
100 г сахара, 150 г меда, 4 г гвоздики, 3 г корицы, лавровый лист, 2 чайные ложки сушеной мяты, 1,5 л воды. Мед развести в стакане воды, вскипятить и снять пену. Отдельно прокипятить сахар в стакане воды, смешать с медом и проварить на слабом огне, не допуская заметного кипения, чтобы часть воды выпарилась. В оставшейся воде варить пряности и травы в течение 10 минут, дать им настояться еще 10 минут и соединить с сиропом.
Сбитень суздальский.
По 150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 граммов имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды. Мед смешать с водой, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить.
28 Февраля
Онисим Овчар.
В этот день овчары должны окликать звезды для обильного плодородия овец. Вечером, когда появятся звезды, выходили за околицы и клали на все четыре стороны по три поклона. Овчар становился на руно и произносил следующие слова: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному; загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты загляни, звезда ясная, на двор к рабу такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец у раба такого-то.
Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба такого-то уродилось овец более того». После окликания хозяин приводил овчара к себе в избу, угощал его вином и наделял подарками.
Был также обычай исстари собирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай, называемый семенное, производился с надеждой на обильный урожай.
Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопель, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю зорю, с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют: зорнить пряжу.
29 Февраля
Касьян Високос, Касьян Грозный, Касьян Завистливый.
В русском народе Касьян честится именами неуважительными: Завистливый, Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой, Недоброжелательный. О нем говорят:
Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет.
Касьян на что ни взглянет, все вянет. Кассиан считается в народе строгим и недобрым. Это произошло оттого, что память его совершается 29 февраля, в високосный год. А високосные годы на Руси исстари считаются несчастливыми, ибо именно в них «прилучаются» всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Говорили: «Худ приплод в високосный год», «Касьян все косой косит».
В народном календаре день Касьяна — самый страшный. Работы на Касьяна вообще часто прекращались, а крестьяне старались не выходить из избы, особенно до рассвета, а многие стремились не просыпаться до полудня.
О дне преподобного Касьяна в нашем народе говорят: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года». «Касяьн зол на весь свет за то, что его память чтут редко». «Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся». Касьян в представлении народа считается «приставленным» на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых на четвертый год; за отсутствием преподобного Касьяна стражники ада — 12 апостолов. Касьяну, по мнению русского народа, подчинялись все ветры, которые он держал на двадцати цепях, за двадцатью замками, но мог Касьян спустить смердящие ветры, дать им выйти на волю из впадин болотных и поглумиться на белом свете, наслать на людей и на скотину чуму да холеру.
Чума, или Моровая язва, русским народом представлялась в виде женщины огромного роста, с распущенными косами (простоволосая) и в белой одежде (саване). Она разъезжает по свету в повозке или заставляет какого-нибудь человека носить себя по городам и селам. Своей костяной рукой она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или огненным платком, вслед за взмахом которого все кругом вымирает.
По одному преданию ведьма, действовавшая так же губительно, как и моровая язва, в глухую полночь, являлась вся в белом, отворяла окна избы, просовывала руку с кропилом и начинала кропить в разные стороны, а к утру вся семья умирала.
Чума может оборачивается различными животными — кошкой, лошадью, коровой, птицей, даже куском пряжи. Где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетают вороны или филин и, садясь на кровлю, криком своим предвещают беду. Во время чумы петухи хрипнут и замолкают, а собаки теряют способность лаять и только ворчать и с визгом бросаются на ужасную гостью.
По народному убеждению, собака одарена чрезвычайно тонким чутьем и острым зрением: она узнает присутствие нечистых духов, чует приближение чумы и смерти, кидается на них, как верный страж дома. Когда собака воет — это считается знаком, что она видит смерть. Отсюда возникли поверья, что чума боится собак, что у петухов она отымает голос и вырывает хвосты и что там где владычествует нечистая сила, зараза, уже не раздаются ни пение петухов, ни собачий лай.
В народной легенде о сотворении мира и о потопе сказано, что собака первоначально была создана голою, и что дьявол соблазнил ее, угрожая зимними морозами и обещая теплую шубу (т.е. шерсть). Собака подпустила дьявола к первозданному человеческому телу, а тот оплевал и охаркал его. Вот почему "шерсть у собаки поганая, и ее нельзя пускать в церковь", между тем как кошку — можно.
Холеру на Руси представляли старухой с злобным, искаженным лицом. В Малороссии утверждали, что она носит красные сапоги, может ходить по воде, беспрестанно вздыхает и по ночам бегает по селу с возгласом: "Була бида, будет лыхо!" Где она остановится переночевать, в том доме не уцелеет в живых ни одного человека. В некоторых местностях Украины считали, что холера является из-за моря и что их три сестры, или брат и две сестры, одетые в белые саваны.
Биешё Морозов
Ведьмы устраивают в этот день заломы травы сухой, снегом незанесенной. Русский народ верил, что такие "закрутки", или "заломы", "закручиваются" с целью причинить смерть хозяину поля или чтобы заполучить чужое хлебное зерно летом. Но к чертополоху ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы. Потому, чтобы не вытоптали защищающий посевы снег на поле ведьмы, надо чертополох по углам поля воткнуть.
12 Февраля
Василий Вуликий, Звериный Свадебник.
В этот день, который также назывался Днем трех святителей непрядильщиков, нельзя было прясть. Звериный род берет рост. В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.
В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя.
Рябчики под соусом.
Срезать с рябчиков филей без косточек, снять с них кожу, положить в сотейник и припускать в сливочном масле, не давая им подрумяниваться и держа на небольшом огне. Припустить в сливочном масле трюфели или шампиньоны. Грибы опускаются в белый соус, выкладываются на середину глубокого блюда, гарнируется рябчиковыми филейчиками, под которые подкладывают гренки из белого хлеба, поджаренные в сливочном масле.
Котлеты из рябчика.
Снимите с груди сырого рябчика кожу, срежьте крылья с филеем, оставив только кость, прилегающую к плечу, и получите две котлеты, которые, обмакнув в сырое яйцо, взбитое с ложкой молока или воды и солью, обваляйте в сухарях и поджарьте в сливочном масле.
К этим котлетам очень идет нарезанный ломтиками трюфель, припущенный в сливочном масле с ложкой мадеры и полстоканом сока из-под жареной телятины. Пять-шесть средней величины трюфелин и пол-ложки масла на шесть котлет достаточно. За неимением трюфелей можно употребить шампиньоны или сок из-под телятины, мадеру и масло с прибавкой сока от половины лимона. Все это хорошенько прокипятить и вылить на выложенные на горячее блюдо котлеты.
Салат оливье на старинный манер.
Слово «салат» пришло в русский язык из французского и первоначально означало всевозможные соления. Изначально в салат шла только соленая зелень, в которую постепенно стали добавлять овощи, и уж только спустя долгое время в салат «ввели» мясо и рыбу. Одним из самых изысканных салатов был знаменитый «Оливье». Взять два рябчика и телячий язык, 100 г паюсной икры, 250 г свежего салата, 25 штук отварных раков или одну банку омаров, полбанки пикули, полбанки сои, два свежих огурца, 100 г каперсов, 5 крутых яиц; все уложить на блюдо, прибавить соус провансаль, который готовится на французском уксусе из двух яиц и одного фунта прованского масла, посоленный по вкусу.
13 Февраля
Никита Пожарник.
Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на много чудес творяше».
14 Февраля
Пётр Полу Корм, Трифон-Перезимник, Трифон Мышегон.
Трифону сельские девицы молятся о женихах. Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль — свадебный месяц. Только в этот день можно заговаривали губителей скирд и стогов — мышей. Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения. Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена. Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия. Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали и одаривали.
Заговор от мышей.
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово моё ничем же порушится».
Если на Трифона покажется вечером на небе много звёзд, то зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя.
15 Февраля
Сретение.
Сретением Господним назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицею. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т.е. первый сын, в 40 день по рождении, был посвящаем Богу, — и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождении, и Господь Спаситель наш Своею Пречистой Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7, 14) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божие, старец Симеон пришел в храм. Увидев Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глоголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествие Его.
В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны. Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну. На Сретеньев день от воробья стена мокра. На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок На Сретенье зима с летом встретилась. На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю). На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. На Сретенье уже от воробья стена мокра. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.
В Каширском уезде было предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбой, к Масленице:
«Жил когда-то старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много, и во всем ему была спорина. Наградил его господь детками умными. Чего сам старик не додумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит. Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой масленице. Вот и вздумал старик на промысел: съездить вдаль за рыбой, заработать копейку и гостей удоволить. Старик все сбирался, ждал пути и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а там и Масленица на носу. И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбой, так и невесть что вышло. И повойти и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил. Известно, бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбой, накормлю об Масленице сватов и сватей, говорит он им. Ведь что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на беду, на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы: «Поглядико, родимый, на двор: какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули; подуло с весны». Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы. Старик таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбой на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и никто вести не кажет. Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет. Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а тамто двух мужиков замертво нашли. Войт бабы пуще прежнего. Кому Масленица, а бабам Великий пост. И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся».
В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.
В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.
16 Февраля
Семён И Анна, Хранитель Младенцев, Починки - По Сохе Поминки.
В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны. Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным. В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.
Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».
Соломаха (саламата). Старинный рецепт.
Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего. В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.
17 Февраля
Никола Студёный, Волчий Сват, Маковый Закат.
О звериных тропах в лесу только Никола - студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мати зверям — волчица. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом женятся. Выйдет луна зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки. В этот день обычно бывали Никольские морозы.
Говорили: «Никола Студеный — на мороз тороват», «На Студеного Николу снега навалит гору», «Студеный день — шубу снова надень».
18 Февраля
Агафья Скотница, Агафья Голодуха.
Агафья считается заступницей от пожара, и вдень ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Основанием для этого верования послужило одно обстоятельство, указанное в жизнеописании этой угодницы: пожар в Катане. К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.
Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева. На¬до запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
Народный обряд опахивания — это остатки древнего языческого верования наших отцов. Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам. Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин. В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка. После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду. На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев и привязывали собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть. В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее. С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех шла с сохой повещалка и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их шла толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они пели следующую песню:
От Океан-моря глубокого, От лукоморья ли зеленого Выходили дванадесять дев. Шли путем, дорогой немалой, Ко крутым горам, высоким, Ко трем старцам, стариим. Молились, печаловались, Просили в упрос Дванадесять дев: Ой вы, старцы старые! Ставьте столы белодубовые, Стелите скатерти браные. Точите ножи булатные, Зажигайте котлы кипучие, Колите, рубите намертво Всяк живот поднебесной. И клали велик обет Дванадесять дев: Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Во ту пору старцы старые Ставят столы белодубовые. Стелят скатерти браные, Колят, рубят намертво Всяк живот поднебесной. На крутой горе, высокой, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучиих Горит огнем негасимыим Всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих Стоят старцы старые, Пойдут старцы старые Про живот, про смерть, Про весь род человечь. Кладут старцы старые На живот обет велик, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие; Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Проклятьице великое. Сулят старцы старые Вековечну жизнь. На весь род человечь.
С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть. В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах. В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство. В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты». С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого. В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.
19 Февраля
Вукол Телятник, Жуколы.
Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».
Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник». В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами. Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм. По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем снимают приволоку — пенку — и едят кашу. Этот обряд моления молока совершают перед обедом. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.
Каша молочная пшенная.
1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.
20 Февраля
Лука, Могущница.
В этот день пекли пироги с луком. В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».
Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев. Особую силу имела лапчатка. Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.
21 Февраля
Захар Серповидец, Именины Серпа.
Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы.
На Захария-серповидца неси серпы точить. Серповидцу молились бабы-жницы. В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой.
Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».
22 Февраля
Никифоры-Панкраты.
В этот день всегда принимались за плетение лаптей.
Говорили «Наш Панкрат лаптями богат». Или: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы».
В этот день полагалось также проверить все хозяйство. Если у Панкрата дело в руках — то у хозяина хлеб в устах.
23 Февраля
Прохоров День, Харлампий.
Харлампий считался в русском народе хранителем от внезапной без покаяния смерти. Ему надо было молиться в этот день об избавлении от такой смерти. Святой угодник этот еще почитается покровителем чиновников. С этого дня начинают слабеть морозы.
В народе говорят: «Пришел Прохор — и весна заглянула на двор», «Хоть мороз злится, но весну чует», «До Прохора старушка охала: «Ох, студено!», пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!».
24 Февраля
Власий - Скотий Бог, Коровий Праздник, Дмитриев День.
Власьевские морозы в некоторых губерниях считались последними. А в Тульской губернии эти же самые морозы назывались в числе семи крутых утренников. Там говорили: «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!» Счет утренникам наблюдают так: «Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».
В этот день молились о сохранении скота.
Власий — главный наследник славянского Волоса, хранитель и заступник крестьянского скота. Волос, или Велес, — один из верховных богов и в божественной «иерархии» занимает второе место после Перуна. Летописец Нестор пишет о клятве, которой давали перед Волосом, как богом скота. Эту клятву произносил князь Олег, когда князь был в Константинополе и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Само имя бога означает его «велечтимым», ибо Велес значит «велий есть», т.е. великий, а Волос, «влодеющий», значит «обладатель». Он представлялся человеком с бычьими рогами, в простой одежде, держал в руке чашу с молоком. В жертву ему приносились коровы и быки. Идол Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами после принятия христианства. Но еще долго в Ростове отправляли ему службы, пока, наконец, один монах по имени Авраам, не разрушил его капище и не построил на том месте церковь.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу. Дмитриев день по голу — Святая но голу.
25 Февраля
Алексей Рыбный.
В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили), чтобы была она крепка, чиста да бела. В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева. Если на Алексея потеки были, то и рыба должна ловиться. Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу.
В этот день готовили рыбные блюда. Расстегаи. «Расстегаи — пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие, — пишет исследователь русской кухни В. Побочный, — Они всегда пользовались у россиян большой популярностью. Как правило, начинка для расстегаев готовится из рыбы, но нередко используются также мясо, ливер, рис, грибы. Считается, что название этих пирогов происходит от слова «растягивать»: наверное потому, что верхнее отверстие приходилось немного растягивать. Дело в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон иногда заливали и непосредственно в пирожок, в то самое отверстие, которое растягивали, что делало его значительно сочнее.
Однако есть и другие толкования. Скажем, открытая середина пирога делает его как бы «расстегнутым». Можно также исходить из основы «стегать», что означает «шить, соединять».
Есть еще предположение по поводу названия. Пирожки-расстегаи были названы так в честь известного, любимого московской публикой романса «Сарафанчик-расстеганчик», который прекрасно пела известная исполнительница цыганских романсов Степанида Солдатова.
По величине расстегаи также, как и кулебяки, бывают самые разные. Так, если щербаковские расстегаи были большими, то фирменные тестовские расстегайчики с налимьей печенью отличались совсем крошечными размерами».
Тесто для расстегаев делается как для ватрушек или вообще кислое тесто на дрожжах, куда прибавляют перед приготовлением самих расстегаев немного соды, отчего тесто делается замечательно пышным.
Тесто раскатывают не очень толсто, величиной с чайное блюдце, кладут на него кусочки лососины, семги, белуги или осетрины, вокруг защипывают и оставляют середину открытой, как у ватрушек, смазывают маслом и ставят в печь.
26 Февраля
Мартынов День, День Светланы.
Мартын считался в русском народе избавителем от блудной страсти.
В этот день — день Светланы, светлый день — звезды окликали, чтобы от их сияния глазам зоркости прибыло.
Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет.
27 Февраля
Кирилл Весноуказчик.
Кирилл поля утучняет. Снег оседает — поля утучняет. Надо было всем возможными способами удержать к весне на полях снег. Для этого мужики выходили на огороды и утаптывали там снег. На Кирилла хорошая погода — к сильным морозам. А в мороз первое дело — выпить сбитня горячего.
Сбитни. Сбитни были известны на Руси издревле. Упоминание о сбитнях встречаются уже в летописях XII века. Само слово «сбитень» означает«крепкий напиток». В.И.Даля сбитнем называет горячий напиток из подожженного меда с пряностями.
В старину этот напиток готовили так: в кипящую воду, с растворенным в ней медом или патокой, добавляли по вкусу имбирь, кардамон, гвоздику, корицу, лавровый лист или мускатный орех либо их смесь. Сбитень на Руси пили по несколько раз вдень, им торговали на улицах и в трактирах. Особенно популярен был сбитень зимой, когда его разносили в медных чайниках-самоварах, укутанных в одеяла, чтобы не остыл.
Сбитень московский.
400 г меда, 1 г корицы, по 2 г гвоздики, хмеля и мускатного ореха, 1 л воды. Добавить в воду мед и патоку, вскипятить, положить пряности и поварить еще 5 минут. Затем дать настояться полчаса и процедить.
Сбитень новгородский.
100 г сахара, 150 г меда, 4 г гвоздики, 3 г корицы, лавровый лист, 2 чайные ложки сушеной мяты, 1,5 л воды. Мед развести в стакане воды, вскипятить и снять пену. Отдельно прокипятить сахар в стакане воды, смешать с медом и проварить на слабом огне, не допуская заметного кипения, чтобы часть воды выпарилась. В оставшейся воде варить пряности и травы в течение 10 минут, дать им настояться еще 10 минут и соединить с сиропом.
Сбитень суздальский.
По 150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 граммов имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды. Мед смешать с водой, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить.
28 Февраля
Онисим Овчар.
В этот день овчары должны окликать звезды для обильного плодородия овец. Вечером, когда появятся звезды, выходили за околицы и клали на все четыре стороны по три поклона. Овчар становился на руно и произносил следующие слова: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному; загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты загляни, звезда ясная, на двор к рабу такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец у раба такого-то.
Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба такого-то уродилось овец более того». После окликания хозяин приводил овчара к себе в избу, угощал его вином и наделял подарками.
Был также обычай исстари собирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай, называемый семенное, производился с надеждой на обильный урожай.
Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопель, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю зорю, с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют: зорнить пряжу.
29 Февраля
Касьян Високос, Касьян Грозный, Касьян Завистливый.
В русском народе Касьян честится именами неуважительными: Завистливый, Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой, Недоброжелательный. О нем говорят:
Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет.
Касьян на что ни взглянет, все вянет. Кассиан считается в народе строгим и недобрым. Это произошло оттого, что память его совершается 29 февраля, в високосный год. А високосные годы на Руси исстари считаются несчастливыми, ибо именно в них «прилучаются» всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Говорили: «Худ приплод в високосный год», «Касьян все косой косит».
В народном календаре день Касьяна — самый страшный. Работы на Касьяна вообще часто прекращались, а крестьяне старались не выходить из избы, особенно до рассвета, а многие стремились не просыпаться до полудня.
О дне преподобного Касьяна в нашем народе говорят: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года». «Касяьн зол на весь свет за то, что его память чтут редко». «Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся». Касьян в представлении народа считается «приставленным» на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых на четвертый год; за отсутствием преподобного Касьяна стражники ада — 12 апостолов. Касьяну, по мнению русского народа, подчинялись все ветры, которые он держал на двадцати цепях, за двадцатью замками, но мог Касьян спустить смердящие ветры, дать им выйти на волю из впадин болотных и поглумиться на белом свете, наслать на людей и на скотину чуму да холеру.
Чума, или Моровая язва, русским народом представлялась в виде женщины огромного роста, с распущенными косами (простоволосая) и в белой одежде (саване). Она разъезжает по свету в повозке или заставляет какого-нибудь человека носить себя по городам и селам. Своей костяной рукой она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или огненным платком, вслед за взмахом которого все кругом вымирает.
По одному преданию ведьма, действовавшая так же губительно, как и моровая язва, в глухую полночь, являлась вся в белом, отворяла окна избы, просовывала руку с кропилом и начинала кропить в разные стороны, а к утру вся семья умирала.
Чума может оборачивается различными животными — кошкой, лошадью, коровой, птицей, даже куском пряжи. Где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетают вороны или филин и, садясь на кровлю, криком своим предвещают беду. Во время чумы петухи хрипнут и замолкают, а собаки теряют способность лаять и только ворчать и с визгом бросаются на ужасную гостью.
По народному убеждению, собака одарена чрезвычайно тонким чутьем и острым зрением: она узнает присутствие нечистых духов, чует приближение чумы и смерти, кидается на них, как верный страж дома. Когда собака воет — это считается знаком, что она видит смерть. Отсюда возникли поверья, что чума боится собак, что у петухов она отымает голос и вырывает хвосты и что там где владычествует нечистая сила, зараза, уже не раздаются ни пение петухов, ни собачий лай.
В народной легенде о сотворении мира и о потопе сказано, что собака первоначально была создана голою, и что дьявол соблазнил ее, угрожая зимними морозами и обещая теплую шубу (т.е. шерсть). Собака подпустила дьявола к первозданному человеческому телу, а тот оплевал и охаркал его. Вот почему "шерсть у собаки поганая, и ее нельзя пускать в церковь", между тем как кошку — можно.
Холеру на Руси представляли старухой с злобным, искаженным лицом. В Малороссии утверждали, что она носит красные сапоги, может ходить по воде, беспрестанно вздыхает и по ночам бегает по селу с возгласом: "Була бида, будет лыхо!" Где она остановится переночевать, в том доме не уцелеет в живых ни одного человека. В некоторых местностях Украины считали, что холера является из-за моря и что их три сестры, или брат и две сестры, одетые в белые саваны.