03.12.2018, 10:08
Декенврием, латинское название, у нас называется на Руси двенадцатый месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decern — десять). У наших предков он назывался студень или студный — из-за зимней стужи и морозов. Другое название — хмурень, — пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще декабрь величают ветрозвон, ознобень. В декабре замерзают реки — поэтому он ледостав. А еще декабрь называют лютовеем — за недобрый нрав.
Декабрь — месяц самых больших волчьих стай. Как только устанавливались дороги и появлялся санный путь, русский мужик скорее в лес спешил — за дрова да лесом для ремонтов изб. Бабы в это время мяли куделю, чесали ее и пряли, сидя по баням да посиделкам. Мыли шерсть, валяли валенки, шили шубы да рукавицы.
Декабрь-стужайло всю зиму судит. Декабрь месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелит. Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Декабрь глаз снегами тешит, а ухо морозами рвет. Декабрь хитрые узоры на окнах расписывает. Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом. Декабрь глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет. В декабре мороз крепчает, зато день прибывает. Декабрь после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибавит дня Декабрь — самый темный месяц в году. Декабрь все берет — и ничего не отдает. Раз в десять лет декабрь теплым бывает, даже снег тогда сгоняет.
1 Декабря
Платон и Роман.
В этот день примечали погоду. Говорили: «Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу». Если случится в течение дня перемена погоды, то столько же раз последует и перемена зимней погоды. Каков Платон да Роман, такова и зима. Платон да Роман кажут зиму нам. Если на Романа комар летает по комнате — жди оттепели. Ворона на Романа по дороге бродит — к теплу.
2 Декабря
Авдей Радетель.
Авдей радел о хозяйстве, о мире в доме. Чтобы не пробралась в избу нечисть, надо было в этот день постучать обухом топора по всем косякам дверные и оконным рама. Опасались в этот день выходить на улицу. Говорили: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».
3 Декабря
Прокл.
На Прокла всякую нечисть под землей проклинают, чтобы наружу не выходила. С этого дня могла установиться зимняя санная дорога. Об этом просили святого Прокла. Говорили: «До Прокла не жди от дороги прока», «Прочливому хозяину на Прокла и Проклу — праздник». В этот день примечали погоду: Если на Прокла снег пошел — на Алену Леносейку (3 июня) пойдет дождь. Каков Прокл, таков и июнь. Если в этот день пойдет снег, то и в июне дождь будет.
4 Декабря
Введенье.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник. Введенье ломает леденье, т.е. становится грудами лед. На введенье толстое леденье. Введение пришло, зиму привело. На Введение зима вводится. Если на Введенье мороз, то жди летом знойных дней. Когда на Введенье мороз, то все грядущие праздники будут морозными. На Введенье, если колокольный звон слышен издалека ясно, будет мороз, глухо — к сильному снегопаду. Если до введенья выпадет снег, то он непременно растает. А если снег пойдет после Веденья, то ляжет зима.
С этого дня, как правило, по мнению русского народа, начинались Введенские оттепели, от которых совершенно раскисали дороги, поэтому часто говорили: «Введенские морозы не ставят зимы». Со дня Введения начинались зимние торги. В Москве первый зимний торг — торг саней — бывал на Лубянке. Здесь были лубяные и санные ряды. Сюда привозились расписные сани из разных мест. Галицкие сани с позолотой красовались на Лубянке как особенная редкость.
На Введенье пели:
Введете пришло, зиму в избу привело, в сани коней запрягло, в путь дорожку вывело, лед на речке вымело, с берегом связало, к земле приковало, малых ребят, красных девчат на санки усадило, по ледяшке с горки покатило.
5 декабря
Прокопий.
Прокоп по снегу ступает — дороги торит. С этого дня устанавливается хороший санный путь. В этот день стаяли зимние вехи, дорогу обозначали, чтобы путники с нее не сбились. Говорили: «Пришел прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает».
Надень Прокопия бывал во многих деревнях мирской праздник. Поселяне в складчину убивали мирского барашка и съедали его с зваными гостями. А в некоторых уездах вместо барашка угощали гостей рыбой.
Звенная осетрина.
Для теста: 1,2 кг пшеничной муки, 400 г топленого масла, 6 яиц, 2 стакана молока, 13 г сухих дрожжей и щепотку соли. Для фарша: 2 кг осетрины, 5 луковиц, 0,6 кг топленого масла, 0,5 стакана зелени укропа, 3 стакана крупы крупного помола, 3 яйца.
На молоке сделать опару и когда она поднимется — добавить масло, яйца, соль, остальную муку и дать тесту подняться. Между тем приготовить начинку: поджарить на масле осетрину с луком, прибавить рубленой зелени укропа, потом все порубить. Крупу растереть с сырым яйцом, высушить и протереть через сито. Смешать 500 мл воды и 400 г масла, довести до кипения, засыпать крупу, перемешать, посолить и поставить в духовой шкаф, чтобы она слегка разопрела, после чего смешать ее с рыбным фаршем.
Отдельно нарезать ломтиками осетрину и сделать кулебяку. Тесто раскатать, уложить на металлическое блюдо, на середину выложить половину фарша, на него — ломтики рыбы, и сверху — остальной фарш, края защипать, смазать яйцом, посыпать сухарями и поставить в печь. Готовую звенную осетрину накрыть, чтобы она отмякла. Подать со сливочным маслом.
6 Декабря
Александр, Митрофан.
Если на Митрофана моросит, то и 6 июня дождь будет. На Митрофана лед становится, санный путь открывается. В день Александра Невского всегда вспоминали павших воинов. Гадали об ушедших на войну.
Гадание на пауке.
Ловят паука и сажают его в крынку, которую завязывают. Через шесть (иногда — через восемь) дней смотрят, жив ли он. Если он жив, то жив и человек на которого гадают. Паука сажают в горшок. Тот начинает плести паутину. Если он начинает плести паутину от самого верха горшка, то человек, на которого гадают, скоро вернется домой. Оба гадания были способом узнать, скоро ли вернется домой солдат с войны.
Гадание на булке или хлебе.
Пекут три булки или три хлеба. В одну из булок кладут крест. Когда булки остынут, их «перемешивают», меняют местами и раскладывают так: одну — на порог, одну — на лавку и последнюю — на полку у образов. Если крест окажется на пороге, то лицо, на которое гадают, скоро вернется; если у образов, то вовсе не вернется.
7 Декабря
Катерина Санница, Катерина - Лёгкие Родины, Катерина Женодовила.
С этого дня начинались в городах зимние гулянья на санях. В старину к этому гулянью бывали особенные приглашения. В дом богатого и зажиточного семьянина, где была осенняя свадьба, сходились все родные смотреть, как поедут новобрачные. За молодыми снаряжался длинный поезд всех родных. Здесь впервые показывалась молодая после свадьбы и, по старому обычаю, должна была раскланиваться со всеми соседями. Сани новобрачных всегда отличались: их или расписывали «красками с выводами» или золотили сусальным золотом. Боярские сани украшали волчьи и медвежьи меха. Поездом новобрачных управляли самые близкие родственники. Свекор и свекровь, отправляя свой невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от лихого глаза. У порога в сенях постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свой невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечером устраивали пир.
Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами. Эта обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест, а также помощницей женщинам при родах. Екатерина покровительствует беременным. В ночь на ее день девицы, мечтающие о замужестве, гадают. Многие постятся на Екатерину, чтоб иметь добрых женихов. Говорили: «На Екатеринин день и на Андрее гадают».
Гадания в ночь на день святой Екатерины.
Ломали сучок яблони и клали его под подушку, чтобы привиделся суженый.
Катили каравай хлеба от ржаного колоса — к вещи, потихоньку взятой у понравившегося парня, а затем вокруг этой вещи кругами. Девушка верила, что парень возле ее дома станет ходить кругами.
8 Декабря
Климентьев День.
На Климента любое важное дело начинать можно было только натощак. Бабы прясть садились у окна — от белого снега и в светлице светлее становилось.
На Климент зама клин клином вышибает. На Климента мороз насыпал белых роз. Климент морозом у мужика слезу гонит. На Климент большой мороз заворачивает.
9 Декабря
Юрий Холодный, Егорий Зимний.
На Руси два Егорья — холодный (9 декабря) да голодный (6 мая). В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем.
Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».
В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь. К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить. В этот день ходили слушать воду в колодцах. Если тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется — жди вьюг да буранов. На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день. Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори. Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Два Егорья: один холодный, другой голодный. Юрий холодный оброк собирает. Весной Георгий с летом, Никола — с кормом; в осень Георгий — с мостом, Никола — с гвоздем. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик не тужит, знает, когда Юрьев день.
10 Декабря
Роман Чудотворец.
Как видно из «Сказания о святых», Роману русский народ молился о разрешении бесплодства и бесчадия. Основанием этого верования послужило то, что этот преподобный, обладая даром чудотворений, по молитве своей испросил «многим женам неплодным чада родить».
Ко дню Романа рыбы должны были схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зимовке, зато на нерест начинали идти налим, сиг и ряпушка. По тучам, по звездам гадают в этот день о будущей погоде. Если на рассвете лицом к северному ветру встать, то с ветром уйдут беды все и невзгоды. В Романов день у лосей рога отпадают.
11 Декабря
Сойкин День.
В этот день чествовали сойку-вещунью. У пташки этой на крылышках были, по представлениям русского народа, зеркальца, в которых можно увидеть свой будущее. Если в свой день прилетит она к окну, станет у него кричать, добрый то знак: сойка счастье возвещает.
Декабрь — месяц самых больших волчьих стай. Как только устанавливались дороги и появлялся санный путь, русский мужик скорее в лес спешил — за дрова да лесом для ремонтов изб. Бабы в это время мяли куделю, чесали ее и пряли, сидя по баням да посиделкам. Мыли шерсть, валяли валенки, шили шубы да рукавицы.
Декабрь-стужайло всю зиму судит. Декабрь месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелит. Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Декабрь глаз снегами тешит, а ухо морозами рвет. Декабрь хитрые узоры на окнах расписывает. Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом. Декабрь глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет. В декабре мороз крепчает, зато день прибывает. Декабрь после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибавит дня Декабрь — самый темный месяц в году. Декабрь все берет — и ничего не отдает. Раз в десять лет декабрь теплым бывает, даже снег тогда сгоняет.
1 Декабря
Платон и Роман.
В этот день примечали погоду. Говорили: «Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу». Если случится в течение дня перемена погоды, то столько же раз последует и перемена зимней погоды. Каков Платон да Роман, такова и зима. Платон да Роман кажут зиму нам. Если на Романа комар летает по комнате — жди оттепели. Ворона на Романа по дороге бродит — к теплу.
2 Декабря
Авдей Радетель.
Авдей радел о хозяйстве, о мире в доме. Чтобы не пробралась в избу нечисть, надо было в этот день постучать обухом топора по всем косякам дверные и оконным рама. Опасались в этот день выходить на улицу. Говорили: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».
3 Декабря
Прокл.
На Прокла всякую нечисть под землей проклинают, чтобы наружу не выходила. С этого дня могла установиться зимняя санная дорога. Об этом просили святого Прокла. Говорили: «До Прокла не жди от дороги прока», «Прочливому хозяину на Прокла и Проклу — праздник». В этот день примечали погоду: Если на Прокла снег пошел — на Алену Леносейку (3 июня) пойдет дождь. Каков Прокл, таков и июнь. Если в этот день пойдет снег, то и в июне дождь будет.
4 Декабря
Введенье.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник. Введенье ломает леденье, т.е. становится грудами лед. На введенье толстое леденье. Введение пришло, зиму привело. На Введение зима вводится. Если на Введенье мороз, то жди летом знойных дней. Когда на Введенье мороз, то все грядущие праздники будут морозными. На Введенье, если колокольный звон слышен издалека ясно, будет мороз, глухо — к сильному снегопаду. Если до введенья выпадет снег, то он непременно растает. А если снег пойдет после Веденья, то ляжет зима.
С этого дня, как правило, по мнению русского народа, начинались Введенские оттепели, от которых совершенно раскисали дороги, поэтому часто говорили: «Введенские морозы не ставят зимы». Со дня Введения начинались зимние торги. В Москве первый зимний торг — торг саней — бывал на Лубянке. Здесь были лубяные и санные ряды. Сюда привозились расписные сани из разных мест. Галицкие сани с позолотой красовались на Лубянке как особенная редкость.
На Введенье пели:
Введете пришло, зиму в избу привело, в сани коней запрягло, в путь дорожку вывело, лед на речке вымело, с берегом связало, к земле приковало, малых ребят, красных девчат на санки усадило, по ледяшке с горки покатило.
5 декабря
Прокопий.
Прокоп по снегу ступает — дороги торит. С этого дня устанавливается хороший санный путь. В этот день стаяли зимние вехи, дорогу обозначали, чтобы путники с нее не сбились. Говорили: «Пришел прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает».
Надень Прокопия бывал во многих деревнях мирской праздник. Поселяне в складчину убивали мирского барашка и съедали его с зваными гостями. А в некоторых уездах вместо барашка угощали гостей рыбой.
Звенная осетрина.
Для теста: 1,2 кг пшеничной муки, 400 г топленого масла, 6 яиц, 2 стакана молока, 13 г сухих дрожжей и щепотку соли. Для фарша: 2 кг осетрины, 5 луковиц, 0,6 кг топленого масла, 0,5 стакана зелени укропа, 3 стакана крупы крупного помола, 3 яйца.
На молоке сделать опару и когда она поднимется — добавить масло, яйца, соль, остальную муку и дать тесту подняться. Между тем приготовить начинку: поджарить на масле осетрину с луком, прибавить рубленой зелени укропа, потом все порубить. Крупу растереть с сырым яйцом, высушить и протереть через сито. Смешать 500 мл воды и 400 г масла, довести до кипения, засыпать крупу, перемешать, посолить и поставить в духовой шкаф, чтобы она слегка разопрела, после чего смешать ее с рыбным фаршем.
Отдельно нарезать ломтиками осетрину и сделать кулебяку. Тесто раскатать, уложить на металлическое блюдо, на середину выложить половину фарша, на него — ломтики рыбы, и сверху — остальной фарш, края защипать, смазать яйцом, посыпать сухарями и поставить в печь. Готовую звенную осетрину накрыть, чтобы она отмякла. Подать со сливочным маслом.
6 Декабря
Александр, Митрофан.
Если на Митрофана моросит, то и 6 июня дождь будет. На Митрофана лед становится, санный путь открывается. В день Александра Невского всегда вспоминали павших воинов. Гадали об ушедших на войну.
Гадание на пауке.
Ловят паука и сажают его в крынку, которую завязывают. Через шесть (иногда — через восемь) дней смотрят, жив ли он. Если он жив, то жив и человек на которого гадают. Паука сажают в горшок. Тот начинает плести паутину. Если он начинает плести паутину от самого верха горшка, то человек, на которого гадают, скоро вернется домой. Оба гадания были способом узнать, скоро ли вернется домой солдат с войны.
Гадание на булке или хлебе.
Пекут три булки или три хлеба. В одну из булок кладут крест. Когда булки остынут, их «перемешивают», меняют местами и раскладывают так: одну — на порог, одну — на лавку и последнюю — на полку у образов. Если крест окажется на пороге, то лицо, на которое гадают, скоро вернется; если у образов, то вовсе не вернется.
7 Декабря
Катерина Санница, Катерина - Лёгкие Родины, Катерина Женодовила.
С этого дня начинались в городах зимние гулянья на санях. В старину к этому гулянью бывали особенные приглашения. В дом богатого и зажиточного семьянина, где была осенняя свадьба, сходились все родные смотреть, как поедут новобрачные. За молодыми снаряжался длинный поезд всех родных. Здесь впервые показывалась молодая после свадьбы и, по старому обычаю, должна была раскланиваться со всеми соседями. Сани новобрачных всегда отличались: их или расписывали «красками с выводами» или золотили сусальным золотом. Боярские сани украшали волчьи и медвежьи меха. Поездом новобрачных управляли самые близкие родственники. Свекор и свекровь, отправляя свой невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от лихого глаза. У порога в сенях постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свой невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечером устраивали пир.
Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами. Эта обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест, а также помощницей женщинам при родах. Екатерина покровительствует беременным. В ночь на ее день девицы, мечтающие о замужестве, гадают. Многие постятся на Екатерину, чтоб иметь добрых женихов. Говорили: «На Екатеринин день и на Андрее гадают».
Гадания в ночь на день святой Екатерины.
Ломали сучок яблони и клали его под подушку, чтобы привиделся суженый.
Катили каравай хлеба от ржаного колоса — к вещи, потихоньку взятой у понравившегося парня, а затем вокруг этой вещи кругами. Девушка верила, что парень возле ее дома станет ходить кругами.
8 Декабря
Климентьев День.
На Климента любое важное дело начинать можно было только натощак. Бабы прясть садились у окна — от белого снега и в светлице светлее становилось.
На Климент зама клин клином вышибает. На Климента мороз насыпал белых роз. Климент морозом у мужика слезу гонит. На Климент большой мороз заворачивает.
9 Декабря
Юрий Холодный, Егорий Зимний.
На Руси два Егорья — холодный (9 декабря) да голодный (6 мая). В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем.
Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».
В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь. К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить. В этот день ходили слушать воду в колодцах. Если тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется — жди вьюг да буранов. На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день. Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори. Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Два Егорья: один холодный, другой голодный. Юрий холодный оброк собирает. Весной Георгий с летом, Никола — с кормом; в осень Георгий — с мостом, Никола — с гвоздем. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик не тужит, знает, когда Юрьев день.
10 Декабря
Роман Чудотворец.
Как видно из «Сказания о святых», Роману русский народ молился о разрешении бесплодства и бесчадия. Основанием этого верования послужило то, что этот преподобный, обладая даром чудотворений, по молитве своей испросил «многим женам неплодным чада родить».
Ко дню Романа рыбы должны были схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зимовке, зато на нерест начинали идти налим, сиг и ряпушка. По тучам, по звездам гадают в этот день о будущей погоде. Если на рассвете лицом к северному ветру встать, то с ветром уйдут беды все и невзгоды. В Романов день у лосей рога отпадают.
11 Декабря
Сойкин День.
В этот день чествовали сойку-вещунью. У пташки этой на крылышках были, по представлениям русского народа, зеркальца, в которых можно увидеть свой будущее. Если в свой день прилетит она к окну, станет у него кричать, добрый то знак: сойка счастье возвещает.